Часть II. Прочитайте внимательно текст перед выполнением заданий
***
(1)«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!» - на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.
(2) Истинно, великому народу дан и великий язык. (3) По-своему звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5) Есть соревнователь у русского языка – санскрит праотец. (6) Но на нём даже в Индии не говорят. (7) А ведь русский язык жив. (8) Он живёт для нашего будущего. (9) Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (10) Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. (11) И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом.
(12) Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (13) Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. (14) Нужно знать иностранные языки. (15) Чем больше, тем лучше. (16) Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (17) В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.
(18) Язык (без)сомнения (видо)изменяет_ся с каждым поколением. (19) Только в суете быта люди (не)замечают этих пр(и,е)шельцев. (20) Но пусть будут они достойны великого языка да(н,нн)ого великому народу. (21) Многие отличные определения оказываются временно загна(н,нн)ыми ибо их твердят (не)пр(и,е)давая исти(н,нн)ого смысла. (22) (Во)время душевных см(е,я,и)тений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (23) В стонах и воплях нарушает_ся песнь. (24) Но пройдет боль и человек опять почу_ствует не только ф(е,и)лологически но и сердечно какое оч_рование живёт в красоте речи. (25) Прекрасен русский язык. (26) И на нём скажут лучшие мысли о буд__щем.
(Н. Рерих)
1. Какое утверждение НЕ соответствует позиции автора?
1) Каждый человек ответственен за красоту и чистоту языка.
2) Язык не должен (видо)изменяться с каждым поколением.
3) Познавая иностранные языки, человек убеждается в том, насколько богат, выразителен и разнообразен русский язык.
4) Русский язык – язык буд_щего.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Какое средство выразительности используется в предложении №17?
4. Из предложения № 17 выпишите СЛС с типом связи примыкание. Докажите.
5. Во 2 абзаце найдите односоставное неопределённо-личное предложение. Запишите его номер.
6. Среди предложений 18 - 26 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Запишите его номер.
7. Во 2 абзаце найдите предложение с вводным словом. Запишите его номер. Укажите группу по значению вводного слова.
8. Из предложения 20 выпишите грамматическую основу, укажите тип сказуемого.
9. В 3 абзаце найдите предложение(я) с обособленным обстоятельством. Запишите номер(а).
10. Спишите последний абзац текста, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Стиль речи в тексте - публицистический, тип речи - ораторское выступление, выраженное в письменной форме.
3. В предложении №17 используется средство выразительности - эпитет. Слово "чистоту" используется для усиления значимости и важности ответственности за язык.
4. В предложении №17 нет СЛС с типом связи примыкание. СЛС образуются через присоединение головного слова к сильному слову, тогда как в данном предложении слова соединены простым снимальным образом.
5. Второе абзаце нет односоставного неопределённо-личного предложения.
6. Среди предложений 18-26 предложение №25 "Прекрасен русский язык" содержит обособленное согласованное определение. Оно выделяется из общего контекста и служит для усиления и подчеркивания качества русского языка.
7. Во втором абзаце предложение №14 содержит вводное слово "Познавая". Группа по значению вводного слова - причинно-следственная.
8. Из предложения №20 грамматическая основа выражается словом "будет", тип сказуемого - будущее.
9. В третьем абзаце предложение(я) с обособленным обстоятельством - предложения №16 "Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен" и №17 "В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь".
10. Последний абзац текста: "Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем."