Часть II Прочитайте текст и выполните задание к нему.
(1)Костер на лоне природы - это чудо из чудес. (2)Нужно ведь сварить еду, обсушиться и обогреться. (3) Кто-кто, а лесник Федотыч это пон..1..мал хорошо. (4)Была пора, он вместе с туристами радовался каждому костру, а потом….
(5) Кто их знает, этих туристов! (6) Все – старые и малые, рабочие и инж..2..неры, студенты и профессора – одеты (по)..3..спортивному, с рюкзаками за плечами. (7)На первых порах знакомства с этим подвижным народом Федотыч ко всем относился с одинаковой вежл..4..востью и учтивостью. (8)Человек, сызмальства лесной, понимающий толк в природной красе, он радовался всем, кто по велению души отдавал досуг знакомству с глухими местами.
(9)Сначал..5 старик был счастлив, когда первые туристы заноч..6..вали на Лосином острове. (10)Пускай под вызвездившимся небом, под кроткий говор волн отведут, как говорит..7..ся, свои души, оставшись (на)8едине с березками и соснами.
(11)Да, тогда он был счастлив. (12) ___теперь, после того как на кострах туристы спалили на острове все, что можно было спалить, старик уже (не)..9..радуется.
(13)Сперва гости оправдывались так:
(14) – Мы ведь срубили самые низкорослые.
(15)Не стало низкорослых деревьев:
(16) – Самые кривые.
(17)Потом:
(18) – Самые тонкие.
(19)А когда и таких не стало, опр..10..вданием служило то, что, дескать, « выбирали деревья менее ценных пород». (20)И так до полного изничтожения всей растительности.
(По П. Дробочкину)
15.Слова с цифрами выпишите в столбик
16. Укажите выражение, которое искажает содержание текста.
(1) Туристам трудно обойтись в походе без костра.
(2) В походе стираются все различия между людьми.
(3) Старик обрадовался наплыву туристов, потому что устал от одиночества.
(4) Туристы постепенно уничтожили всю растительность на острове.
17. В каком предложении содержится информация о том, для чего, по мнению Федотыча, люди хотят остаться наедине с природой? Напишите номер этого предложения.
18. Значение какого слова из текста определено НЕВЕРНО?
(1) досуг (предложение 8) – свободное от работы время
(2) сызмальства (предложение 8) – с ранних лет
(3) кроткий (предложение 10) - громкий
(4) вызвездившимся (предложение 10) – покрытыми звездами
19. Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером из текста?
(1) антоним – молодые и старые
(2) эпитет – глухими местами
(3) слова разговорного стиля - спалили
(4) метафора – ночевали на Лосином острове
20. Кажите образования слова по- спортивному (предложение 6).
21. Из предложений 1 – 4 выпишите наречие времени.
22. Из предложения 8 выпишите определительное местоимение.
23. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 12?
1) И 3) НО
2) ТЕМ НЕ МЕНЕЕ 4) В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
24. Среди предложений 5-10 найдите такое, которое связано с предыдущим при личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
25. Среди предложений 8 - 12 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения
(3) пон..1..мал
(6) инж..2..неры
(14) самые низкорослые
(16) самые кривые
(18) самые тонкие
(19) опр..10..вданием
(12) не..9..радуется
(10) заноч..6..вали
(7) говорит..7..ся
(5) Сначал..5
(20) изничтожения
16. Укажите выражение, которое искажает содержание текста.
Верное выражение: (4) Туристы постепенно уничтожили всю растительность на острове.
17. В каком предложении содержится информация о том, для чего, по мнению Федотыча, люди хотят остаться наедине с природой? Напишите номер этого предложения.
Ответ: (8)Человек, сызмальства лесной, понимающий толк в природной красе, он радовался всем, кто по велению души отдавал досуг знакомству с глухими местами.
18. Значение какого слова из текста определено НЕВЕРНО?
Ответ: (3) кроткий (предложение 10) - громкий
19. Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером из текста?
Ответ: (2) эпитет – глухими местами
20. Кажите образования слова по- спортивному (предложение 6).
Ответ: слово "спортивному" образовано путём добавления приставки "по-" к основе "спортивн", причём основа изменена по правилам образования творительного падежа прилагательного.
21. Из предложений 1 – 4 выпишите наречие времени.
Ответ: (2) Нужно, (4) Была
22. Из предложения 8 выпишите определительное местоимение.
Ответ: (8) Человек
23. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 12?
Ответ: 4) В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
24. Среди предложений 5-10 найдите такое, которое связано с предыдущим при личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: (5) Кто их знает, этих туристов!
25. Среди предложений 8 - 12 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: (10)Пускай под вызвездившимся небом, под кроткий говор волн отведут, как говорит..7..ся, свои души, оставшись (на)8едине с березками и соснами.