Чабрец считается символом донской степи, о нём существует такая легенда. Давным-давно, во времена ханского ига, разорила орда один из казачьих городов и взяла в плен жену казачьего атамана и маленького сына. Мать умерла в плену, а маленький казачонок стал жить в ханском шатре. Когда он вырос, хан женил его на одной из своих дочерей и назначил его своим Узнал об этом казачий атаман и решил вернуть своего сына из чужбины. Послал он во вражеский стан трёх старцев. Какими–то окольными путями попали они к сыну, но он не стал слушать старцев. Не помнил он родной степи и отца с матерью, а помнил он лишь доброту хана. И хотел он их уже прогнать или казнить, но тут один из старцев вынул из-за пазухи пучок травы – чабреца и передал ему. Вдохнул молодец аромат травы и вспомнил он своё детство, отца своего родного, матушку и родную степь. Приказал седлать коней и вернулся домой на родину. ( По В. Моложавенко) Задания 1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст. 2. Укажите стиль текста и тип речи. Докажите.3. Выпишите из текста 2 многозначных слова. Докажите, что эти слова многозначные. 4. Выпишите сложное предложение, укажите грамматическую основу. 5. Из второго абзаца выпишите все служебные части речи, укажите их название. 6. В третьем абзаце укажите название всех самостоятельных частей речи. 7. Объясните дефисное написание слов в тексте. 8. Выразите своё отношение к данному тексту. Напишите об этом в сочинении-миниатюре. Какие части речи вам точно, ярко, образно, эмоционально выразить своё отношение? Подчеркните их.
Тема текста заключается в описании легенды о чабрце, который помогает молодому казачку вернуться на родину. Основная мысль текста состоит в том, что чабрец является символом донской степи и способен пробудить в людях память о родной земле и своих близких.
Озаглавление текста:
"Чабрец – символ донской степи и пробуждение памяти"
Стиль текста и тип речи:
Стиль текста является художественно-публицистическим, так как автор использует описательный язык и создаёт эмоциональную атмосферу в рассказе. Тип речи - повествование, так как автор рассказывает о легенде и описывает события.
Многозначные слова:
1) "остаток" - это многозначное слово, так как оно может означать "часть, оставшаяся после чего-либо" или "оставшийся беспокоить о ком-либо" в зависимости от контекста.
2) "воздух" - это тоже многозначное слово, так как оно может означать "атмосферу, которую дышим" или "пустоту, безразличие" в разных ситуациях.
Сложное предложение с грамматической основой:
"Давным-давно, во времена ханского ига, разорила орда один из казачьих городов и взяла в плен жену казачьего атамана и маленького сына." Грамматическая основа - "орда разорила город и взяла в плен жену и сына".
Служебные части речи во втором абзаце:
- Когда (подчинительный союз)
- он (личное местоимение, подлежащее)
- не (отрицательная частица)
- старался (глагол, сказуемое)
- слушать (инфинитив, дополнение)
- старцев (существительное, дополнение)
- Не (отрицательная частица)
- помнил (глагол, сказуемое)
- он (личное местоимение, подлежащее)
- родной (прилагательное, определение)
- степи (существительное, определение)
Самостоятельные части речи в третьем абзаце:
- молодец (существительное, подлежащее)
- аромат (существительное, дополнение)
Дефисное написание слов в тексте:
В тексте используется дефисное написание для слов, образованных с помощью приставок "не-" и "вы-", а также для слов с приставкой "под-", образующих сложные формы глаголов.
Моё отношение к данному тексту:
Я нахожу этот текст очень интересным и эмоциональным. Он передаёт символическое значение чабреца для казацкого молодца, который, благодаря аромату травы, вспоминает свою родину и решает вернуться туда. Мне нравится, как автор описывает силу и влияние природы на человека, подчеркивая важность родной земли и своих корней. Части речи, которые я бы использовал для выражения своего отношения, это прилагательные и существительные, чтобы передать свои эмоции и восхищение в отношении этого текста.
Подчеркните их: интересный, эмоциональный, символическое значение, важность, родная земля, корни, сила, влияние.