Блок 1
фонетика. особенности ударения. орфоэпические нормы.

1. поставьте ударения в словах в соответствии с нормой.
столяр, досуг, красивее, на похоронах, звонят, краны, ломоть, ремень, вредны, крепки, коротки, пролила, ленится, мощны, нажила, корней, перепродала, свекла, алфавит, документ, эксперт, каталог, ржаветь, алкоголь, завидно, , набело, таможня, приданое, комбайнер, феномен, вероисповедание, искони.

2. поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях:
агент, валовой (продукт), газированный, газопровод, еретик, желчь, изобретение, корысть, плато, сноровистый, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, нет прибылей, всходы густы, допил чай, начатые работы, прокляли войну.

блок 2
лексика современного языка.
слово, его лексическое значение. лексические единицы языка.

3. отметьте варианты, в которых лексическое значение определено неверно.
а) раритет – предмет, якобы защищающий от несчастья;
б) идентичный - тождественный, одинаковый, сходный;
в) генезис – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, их причин;
г) сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т.п.;
д) торец – боковая сторона дома;
е) уникальный – редкий, единственный в своем роде;
ж) заурядный – приметный, обращающий на себя внимание.

4. расставьте синонимы в порядке усиления степени признака, действия (поставьте соответствующую цифру над каждым словом ряда).
1.толстый, тучный, полный, упитанный, откормленный,
2. торопить, поторапливать, погонять, подхлёстывать, подстёгивать,
3. признаться, открыться, исповедаться, покаяться,

5. определите, к каким типам лексических единиц относятся все противопоставленные пары слов.
1. победа – поражение. 2.вестибюльный – вестибулярный. 3.таинственный – загадочный. 4. ходить по буму – биржевый бум. 5. материнская ласка – злая ласка (хищница). 6. успех – достижение. 7. комплекс – комплект. 8.нежность – грубость. 9. дружба – вражда. 10. стыд – позор. 11. статист – статистик. 12.активный – пассивный. 13. доза – порция. 14. знать стихи – дворянская знать. (образец: 1) антонимы,


6. укажите ошибки в употреблении паронимов, исправьте тексты.

1) поздние стихотворения поэта понятливы и доступны каждому.

2) в основе романа лежит , которая произошла с одним командировочным.

3) простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у нее совсем нет.

4) раскольников путем логических измышлений приходит к мысли – убить старуху.

5) базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.


блок 3
фразеология.
7. объясните значение фразеологизмов. составьте с ними несколько предложений:
родиться в
золотые
светлая
семь пятниц на
как снег на
как две капли держать язык за
у черта на
кровь с
с бухты –
сбить с
терять голову.
как пить

yuhdbfbgg yuhdbfbgg    1   12.12.2019 14:54    131

Ответы
hdjdjdjsdusjhdjd hdjdjdjsdusjhdjd  13.01.2024 09:48
Блок 1 фонетика. особенности ударения. орфоэпические нормы.

1. Поставьте ударения в словах в соответствии с нормой.

- столяр - столЯр
- досуг - доСУг
- красивее - красИвее
- на похоронах - на поХоpонах
- звонят - звоНЯт
- краны - крАны
- ломоть - лОмоть
- ремень - рЕмень
- вредны - врЕдны
- крепки - крЕпки
- коротки - кОротки
- пролила - прОлила
- ленится - лЕнится
- мощны - мОщны
- нажила - нАжила
- корней - кОрней
- перепродала - перепрОдала
- свекла - свЕкла
- алфавит - алфавИт
- документ - докУмент
- эксперт - экспЕрт
- каталог - катАлог
- ржаветь - ржАветь
- алкоголь - алкОголь
- завидно - завИдно
- набело - нАбело
- таможня - тАможня
- приданое - прИданое
- комбайнер - кОмбайнер
- феномен - фЕномен
- вероисповедание - вероисповЕдание
- искони - искОни

2. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях:

- агент - агЕнт
- валовой (продукт) - валовОй (продукт)
- газированный - газирОванный
- газопровод - газопрОвод
- еретик - ерЕтик
- желчь - жЕлчь
- изобретение - изобрЕтение
- корысть - коРысть
- плато - плАто
- сноровистый - снорОвистый
- нет гриба - нЕт грибА
- огонь в ночи - огОнь в нОчи
- гнала овец - гнАла овЕц
- дожил до седин - дожИл до сЕдин
- комната прибрана - комнАта прИбрана
- много должностей - мнОго должностЕй
- нет прибылей - нЕт прибылЕй
- всходы густы - вСходы густы
- допил чай - допИл чай
- начатые работы - начАтые работЫ
- прокляли войну - прОкляли вОйну

Блок 2 лексика современного языка. слово, его лексическое значение. лексические единицы языка.

3. Отметьте варианты, в которых лексическое значение определено неверно.

а) раритет – предмет, якобы защищающий от несчастья; - НЕВЕРНО
б) идентичный - тождественный, одинаковый, сходный; - ВЕРНО
в) генезис – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, их причин; - НЕВЕРНО
г) сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т.п.; - ВЕРНО
д) торец – боковая сторона дома; - НЕВЕРНО
е) уникальный – редкий, единственный в своем роде; - ВЕРНО
ж) заурядный – приметный, обращающий на себя внимание. - НЕВЕРНО

4. Расставьте синонимы в порядке усиления степени признака, действия (поставьте соответствующую цифру над каждым словом ряда).

1.толстый, тучный, полный, упитанный, откормленный - 3, 2, 5, 1, 4
2. торопить, поторапливать, погонять, подхлёстывать, подстёгивать - 4, 2, 5, 1, 3
3. признаться, открыться, исповедаться, покаяться - 2, 1, 4, 3

5. Определите, к каким типам лексических единиц относятся все противопоставленные пары слов.

1. победа – поражение - антонимы
2. вестибюльный – вестибулярный - однокоренные
3. таинственный – загадочный - синонимы
4. ходить по буму – биржевый бум - омонимы
5. материнская ласка – злая ласка (хищница) - омонимы
6. успех – достижение - синонимы
7. комплекс – комплект - однокоренные
8. нежность – грубость - антонимы
9. дружба – вражда - антонимы
10. стыд – позор - антонимы
11. статист – статистик - однокоренные
12. активный – пассивный - антонимы
13. доза – порция - синонимы
14. знать стихи – дворянская знать - омонимы

6. Укажите ошибки в употреблении паронимов, исправьте тексты.

1) Поздние стихотворения поэта понятны и доступны каждому.
2) В основе романа лежит история, которая произошла с одним командировочным.
3) Простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у нее совсем нет.
4) Раскольников путем логических измышлений приходит к мысли – убить старуху.
5) Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.

Блок 3 фразеология.

7. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними несколько предложений.

- Родиться в (знаменитой или богатой) - быть рожденным во время или среди определенных условий или обстоятельств.
Пример: Я родился в богатой семье и был окружен роскошью.

- Золотые (рычаги, руки и т. д.) - очень прибыльные и выгодные средства или возможности.
Пример: Он использовал свои золотые руки для создания уникальных произведений искусства.

- Светлая (голова, головка и т. д.) - умный, сообразительный, наделенный интеллектом.
Пример: Этот ученик всегда был самым светлым в классе и легко усваивал новый материал.

- Семь пятниц на неделе - описывает лентяя или ленивого человека, который не делает ничего полезного или активного.
Пример: Мой брат такой семь пятниц на неделе, он только сидит и ничего не делает.

- Как снег на голову - неожиданно, внезапно и нежелательно.
Пример: Новость о потере работы упала на нее как снег на голову.

- Как две капли воды - очень похоже, практически неотличимо.
Пример: Братья-близнецы были как две капли воды, никто не мог их отличить друг от друга.

- Держать язык за зубами - быть осторожным в выражении своих мыслей или молчать о чем-либо.
Пример: Вам лучше держать язык за зубами и не рассказывать эту информацию никому.

- У черта на куличках - очень далеко от цивилизации, в отдаленном месте.
Пример: О
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык