А.Г. Погорелов, Е.И. Погорелова ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

При анализе систем и моделей, отражающих психологические аспекты деятельности личности, можно увидеть, что тревогу не принято рассматривать как фактор ее регуляции (П.К. Анохин, В.Д. Шадриков, 1978; Б.Ф. Ломов и др., 1986; Дж. Аткинсон, 1957 и др.). Большей частью тревога рассматривается в связи с деятельностью человека в аварийных ситуациях, когда возникает угроза жизни и безопасности человека (М.А. Котик, 1987 и др.). Однако обеспечение безопасности, как правило, рассматривается как альтернатива достижения цели, как удовлетворение потребности в безопасности. Роль тревоги здесь выражается в сигнализации опасности, а также в направлении нашей активности на ее преодоление.

Вместе с тем роль тревоги в деятельности представляется нам значительно шире и связанной непосредственно с самой целью. Особый интерес вызывает исследование тревоги, возникающей в ситуации опасности в процессе деятельности, а также ситуации, когда тревога возникает как реакция на угрозу достижения значимой для личности цели. В этот момент она вступает во взаимодействие с целью, которая в свою очередь является регулятором деятельности. Цель деятельности направляет когнитивные процессы личности на поиск ее достижения, с учетом возможных условий ее достижения. В процессе проигрывания различных вариантов достижения возникает тревога как результат восприятия угрозы при проигрывании опасных вариантов, для реализации которых у личности нет достаточных ресурсов. В такие моменты могут иметь место различные варианты реагирования на тревогу в зависимости от уровня развития сознания личности и ее готовности совладать с тревогой. При слабом уровне развития сознания, когда оно не справляется с тревогой, личность может прибегнуть к различным защитным стилям реагирования, не позволяющим быть адекватным поставленной цели. Личность, обладающая готовностью взаимодействовать с тревогой, в процессе взаимодействия идентифицировать источник угрозы и определить паттерн адекватного реагирования, в конечном итоге направляя свою активность на достижение поставленной цели или выбор цели, адекватной возможностям личности.

Проведенные нами исследования с альпинистами, показывают, что тревога играет регуляторную роль в самом процессе достижения цели [1]. У высококомпетентных специалистов, у которых сформирована взаимодействия с тревогой, она направляет активность на поиск ресурсов для достижения цели, на формирование тех навыков и умений которые достижению профессиональных целей. Кроме того, результаты этого исследования показывают, что отсутствие тревоги в процессе подготовки к значимой деятельности, можно рассматривать как показатель низкого уровня компетентности специалиста, а по наличию тревоги можно судить о степени значимости цели для личности.

Зададимся вопросом насколько важна для успешности деятельности психологическая компетентность взаимодействия с состояниями переживания тревоги для самих специалистов, чья деятельность связана с экстремальными условиями. В том, что высококвалифицированные спортсмены-экстремалы адекватно и высоко оценивают в себе такую , в очередной раз убедили нас слова известного в стране «скай-дайвера» В. Розова. Он пишет: «В острых ситуациях нужно четко разделять два ощущения. Либо ты просто пугаешься, либо с тобой уже что-то случилось к идентификации состояния в опасной ситуации является условием принятия адекватного решения по достижению цели и как следствие условием профессионального развития личности. Как подтверждение этого читаем в той же статье: «.год от года, от попытки к попытке меняется твое состояние в момент того, что ты делаешь. Я внутренне менялся. Вот в чем для меня основной смысл экстрима».

В заключении мы хотим отметить, что тревога играет важную роль в целенаправленной активности личности. На наш взгляд она является фактором целостного механизма регуляции деятельности и должна быть включена в построение моделей отражающих психологические аспекты деятельности.

Nastyaluan Nastyaluan    3   25.11.2021 12:37    2

Другие вопросы по теме Русский язык