А) фразеологизмов, б) устойчивых оборотов:
а) чего там есть? супа-то кот поплакал. авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде. нечего биться головой об лед. тесть попался на дешевую удочку рекламы. положив руку на сердце, хочу сказать. чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. под лежачим камнем вода не течет. как кильки в банке.
6. определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.
авеню, бигуди, гоби, дели, замбези, кенгуру, конферансье, кофе, купе, леди, меню, миссисипи, сочи, евро, сабо, салями, сулугуни, танго, импресарио, , кюре, мафиози, пони, какаду, фойе, фрау, хинди, цеце, шимпанзе, бикини, бунгало, портье, рантье, рефери, токио, хельсинки, баку, варьете, виски, видео, жалюзи, зеро, макраме, пенсне, ранчо, сомбреро, шасси, шоссе, шоу.
7. просклоняйте в творительном падеже числительные:
5679, 665, три студента, полтора килограмма, одна целая двадцать четыре сотых, трое студентов, шестьдесят пять процентов, сто сорок пять человек,
две пары сапог.
8. закончите предложения, раскрывая скобки и употребляя следующие фамилии в нужном падеже. аргументируйте правильность своего решения.
(1) мы хорошо знаем имена известных российских и зарубежных писателей: (владимир короленко, александр блок, константин , агния барто, александр дюма, бернард шоу). (2) зрители высоко ценят талантливых актёров: (вячеслав шалевич, галина польских, владимир этуш, сергей никоненко). (3) стоит побывать на концертах: (иосиф кобзон, валерий меладзе, елена воробей, гедеон кремер, елена степаненко и евгений петросян). (4) убедительно звучат в судах речи известных современных адвокатов: (генри резник, генрих падва, карина москаленко).
9. согласуйте форму сказуемого с подлежащим.
в забастовке (принимать) участие 32 авиадиспетчера. полгорода (остаться) без света и газа. с участка (собрать) 22 ведра картофеля. в селе (жить) большинство местных избирателей. часть абитуриентов (оказаться) выпускниками столичных школ. ряд специалистов, представляющих ведущие исследовательские центры страны, еще вчера (прибыть) в зону бедствия. большинство (решить) не дожидаться , а двигаться в сторону населенного пункта.
10. найдите ошибки в употреблении деепричастий. запишите предложения в исправленном виде.
(1) уехав из вятки, меня долго мучило воспоминание о родионе. (2)войдя в трамвай, неожиданно пошёл дождь. (3) взяв её под руку, они пошли вместе. (4) поработав полгода, отца перевели на другую стойку. (5) войдя в лес, солнце уже село. (6) увидев её мельком, она ему показалась ещё лучше. (7) осмотревшись в москве, взгляд голицына остановился на дмитрии павловиче. (8) имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках.
11. исправьте ошибки в употреблении предлогов.
предоставить сергеевой л. м. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. он часто теряет свои вещи своей рассеянности. из-за эффективного лечения больной быстро поправился. мне ты опоздала на лекцию. из-за своей скромности он никому не расскажет о своем успехе. школьники не посещали школу за счет сильных морозов. в целях повышения квалификации его направили на курсы. мы прибыли с целью оказания .
12. объясните ошибки, связанные с .
уделите внимание за здоровье. все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. заведующий больницы встретил нас «прохладно». читатели нашей газеты уделяют большое внимание на рубрику «мир глазами путешественника». для абитуриента, желающего учиться в университете, надо будет знать и язык.