9класс
контрольная работа
«сложносочинённое предложение»
1. решите орфографические . поставьте недостающие знаки препинания. (10 п.)
гроза
лена проснулась ночью. было душно и она открыла окно. зан .. веска (с: збив с
подоко(н; нника жест . (н; нную банку взлетела вверх и захлопала. по двору дул
порывистый ветер и осина шумела так словно листва ее кипела.
надвигалась гроза.
через несколько минут ветер утих и лена услышала как в сенях сонно и робко по
очереди kboxчут проснувшись куры. потом стало слышно, как к избе под-
крада. вает; ться дождь. вот он зашуршал по соломе(н; нной крыше дальнее о сарая
вот перешел через дорогу вот ударил по ступенькам и захватив весь двор стал
силу. возле крыльца забулькало зажурчало застучало с улицы пахнуло
сырой землей и сразу стало прохладно.
воздух на дворе вдруг судорожно, вспыхнулосв стилась осина с белыми листьями
и трава возле осины и сверкнули косые и прутья ливня. потом снова
наступила мутная темень и где (то) за сараями (не) охотно прогре.хотал гром.
подчеркните грамматические основы и объясните знаки препинания (начертите
схему расстановки знаков препинания) в выделенном предложении.
(4 п.)
3. составьте три сложносочинённых предложения
с соединительными отношениями:
(3 п.)
спротивительными отношениями:
с разделительными отношениями:
1. Решение орфографических ошибок и поставление знаков препинания:
- Открытое окно вызвало душность, поэтому Лена проснулась ночью. (Орфографическая ошибка: зан .. веска).
- Подоконник Лена заперла, чтобы исключить проникновение неприятностей. (Орфографическая ошибка: подоко(н; нника жест).
- На окно Лена положила полную банку, чтобы закрыть его надежно. (Орфографическая ошибка: (н; нную банку).
2. Подчеркивание грамматических основ и объяснение знаков препинания:
Предложение: Через несколько минут ветер утих и Лена услышала, как в сенях сонно и робко поочереди козы проснувшись.
- Ветер утих - грамматическая основа (сказуемое).
- Лена услышала - грамматическая основа (сказуемое).
- Как в сенях - обстоятельство способа.
- Сонно и робко - обстоятельства образа действия (используется два прилагательных, поэтому нужна запятая).
- Поочереди козы проснувшись - обстоятельство времени.
3. Составление трех сложносочиненных предложений:
Соединительные отношения:
1) Лена открыла окно, и в комнату влетел свежий воздух.
2) Ветер дул в дворе, и листва на осине шумела.
3) Куры проснулись и начали кукарекать.
Спротивительные отношения:
1) Дождь льет, но Лена ходит по улице без зонта.
2) Осина шумит, а ветер на улице утихает.
3) Воздух прохладный, в то время как в комнате тепло.
Разделительные отношения:
1) Лена не спит, а читает книгу.
2) Ветер дует, но листва на деревьях остается неподвижной.
3) Косилка работает, а трава во дворе растет.