98
текст № 1 (барашков в.ф.)
внимательно прочитайте текст и выполните а1-а6, в1-в9
(1) среди громадного количества слов есть немало и таких, которые известны и используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. (2) в отличие от о б щ е р у с с к и х такие слова языковеды называют местными или д и а л е к т н ы м и. (3) диалектных слов в языке и много. (4) при внимательном и умелом наблюдении их можно выявить десятки и даже сотни в каждой местности. (5) а в общей сложности в языке их тысячи. (6) рассмотрим здесь некоторые из возможных причин возникновения диалектных слов. (7) определѐнная часть таких слов появляется в связи с необходимостью дать названия тем или иным «местным» предметам. (8) дело в том, что во многих местностях имеются характерные только для них предметы, виды деятельности, одежда, обувь. (9) и всем этим предметам особенные «местные» названия.
(10) в стихотворении с.а.есенина «письмо матери» читаем:
(11) пишут мне, что ты, тая тревогу,
загрустила шибко обо мне,
что ты часто ходишь на дорогу
в старомодном ветхом шушуне…
(12) слово «шушун» здесь означает «особого покроя женское платье, обычно из белого холста». (13) в начале хх века такие платья носили пожилые женщины в деревнях и сѐлах к югу от москвы, в том числе и в рязанской губернии, откуда был родом поэт. (14) такое платье не имело повсеместного распространения. (15) местным или диалектным оказалось и слово, его называющее. (16) местных слов, называющих местные предметы, в языке много. (17) но ещѐ больше таких, которые, будучи местными, называют широко распространѐнные и всем известные предметы. (18) почему же возможны разные названия одного и того же предмета? (19) часто потому, что люди, проживающие в разных местах, выделяют в называемом разныепризнаки и по ним называют предмет или действие.
(20) многим известен гриб подосиновик. (21) это название обусловлено тем, что гриб часто растѐт под осинами, вблизи осин. (22) в некоторых диалектах гриб называют красным грибом, красноголовиком, толстокоренником. (23) основой двух первых названий послужил красный цвет шляпки гриба. (24) а в последнем случае – относительно толстая ножка – «корень» гриба. (25) и такие случаи, когда в какой-то местности сохраняется древнее название предмета. (26) а в другой получает распространение новое его наименование.
(27) эти и некоторые другие причины и создали такое многообразие диалектных названий, которое является одной из ярких особенностей языка. ( по в.ф.барашкову)
а 1. какое из высказываний не отражено в содержании текста?
1) диалектных слов в языке много.
2) каждый человек должен знать слова, которые языковеды называют местными или диалектными.
3) во многих местностях есть свои особые предметы, виды деятельности.
4) с. а. есенин был родом из рязанского края.
а 2. в каком значении употреблено слово шибко в предложении 11?
1) быстро 2) медленно 3) сильно 4) ясно
а 3. укажите ошибочное суждение.
1) в слове известны нет звука [т] 2) в слове выявить букв больше, чем звуков
3) в слове часть все согласные мягкие 4) в слове гриб есть один глухой согласный звук
а 4. укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне
1) выявить 2) холста 3) оказалось 4) растѐт
а 5. в каком слове написание приставки не зависит от глухости/звонкости согласного, обозначаемого следующей после приставки буквой?
1) известны 2) используются 3) рассмотрим 4) загрустила
а 6. предложение 6 является простым односоставным
1) определѐнно-личным 2) неопределѐнно-личным 3) безличным 4) назывным
в 1. из предложений 25-26 выпишите антонимы
в 2. из предложения 6 выпишите словосочетание с типом связи примыкание.
в 3. среди предложений 1-9 найдите простые односоставные безличные. напишите их
в 4. из предложения 10 выпишите его грамматическую основу.
в 5. сколько грамматических основ в предложении 11? ответ напишите цифрой.
в 6. среди предложений 12-19 найдите предложения с причастными оборотами. напишите их номера.
в 7. среди предложений 6-15 найдите предложение с деепричастным обротом. напишите его номер.
в 8. среди предложений 20-27 найдите простое односоставное неопределённо-личное. напишите его
в9. сформулируйте главную мысль текста. аргументы.
Давайте разберемся с данным текстом и ответим на поставленные вопросы.
а1. Какое из высказываний не отражено в содержании текста?
Для ответа на этот вопрос нужно прочитать текст и внимательно изучить его содержание. Ответ 4) с.а. есенин был родом из рязанского края. не отражен в тексте. В тексте указано только, что ряд слов могут являться диалектными и иметь свои местные названия.
а2. В каком значении употреблено слово "шибко" в предложении 11?
Для ответа на этот вопрос нужно внимательно прочитать предложение 11 и понять его контекст. В данном случае, слово "шибко" используется в значении "сильно".
а3. Укажите ошибочное суждение.
Для ответа на этот вопрос нужно внимательно изучить предложения и сравнить их сведения с вашим знанием языка. В данном случае, ответ 3) в слове "часть" все согласные мягкие является ошибочным суждением. В слове "часть" только одна согласная буква "ч" является мягкой.
а4. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Для этого нужно просмотреть предложения и найти слово с такой особенностью. В данном случае, ответ 4) растѐт имеет чередующуюся безударную гласную в корне.
а5. В каком слове написание приставки не зависит от глухости/звонкости согласного, обозначаемого следующей после приставки буквой?
Следует просмотреть предложения и найти слово, где приставка не зависит от глухости/звонкости согласного. В данном случае, ответ 4) загрустила - написание приставки "за-" не зависит от глухости/звонкости согласного "г" в слове "грустила".
а6. Предложение 6 является простым односоставным.
Используя знания о составе предложений, можно определить тип предложения. В данном случае, ответ 3) безличным является правильным. Предложение 6 не содержит подлежащего и является безличным.
в1. Из предложений 25-26 выпишите антонимы.
Перечитайте предложения 25-26 и найдите слова, которые противоположны по значению. В предложении 25 нет антонимов, но в предложении 26 есть слово "другой", которое является антонимом для "древнее".
в2. Из предложения 6 выпишите словосочетание с типом связи примыкание.
Проанализируйте предложение 6 и найдите словосочетание, которое имеет тип связи примыкание. В данном случае, это словосочетение "из возможных".
в3. Среди предложений 1-9 найдите простые односоставные безличные. Напишите их.
Прочитайте предложения 1-9 и определите, какие из них являются простыми односоставными безличными. В данном случае, такими предложениями являются 4) при внимательном и умелом наблюдении их можно выявить десятки и даже сотни в каждой местности и 8) дело в том, что во многих местностях имеются характерные только для них предметы, виды деятельности, одежда, обувь.
в4. Из предложения 10 выпишите его грамматическую основу.
Прочитайте предложение 10 и выделите его главную часть. Грамматическая основа предложения 10 - "пишут".
в5. Сколько грамматических основ в предложении 11? Ответ напишите цифрой.
Просмотрите предложение 11 и определите количество грамматических основ. В данном случае, количество грамматических основ в предложении 11 равно 1.
в6. Среди предложений 12-19 найдите предложения с причастными оборотами. Напишите их номера.
Просмотрите предложения 12-19 и найдите предложения с причастными оборотами. В данном случае, предложение 12 является предложением с причастным оборотом.
в7. Среди предложений 6-15 найдите предложение с деепричастным обротом. Напишите его номер.
Прочитайте предложения 6-15 и найдите предложение с деепричастным оборотом. В данном случае, таким предложением является предложение 15.
в8. Среди предложений 20-27 найдите простое односоставное неопределенно-личное. Напишите его.
Перечитайте предложения 20-27 и найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. В данном случае, такого предложения нет.
в9. Сформулируйте главную мысль текста. Аргументы.
Основываясь на прочитанном тексте, главная мысль заключается в том, что в языке существует большое количество диалектных слов, которые используются только в определенных местностях. Они могут быть связаны с местными предметами, видами деятельности и обычаями. Каждый человек должен знать такие слова, чтобы лучше понимать свою родную местность и ее культуру.
Надеюсь, что мой ответ понятен и помог вам разобраться с заданием. Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать их. Удачи в учебе!