9 Собака яростно лаяла, припадая на передние
лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, си-
дел маленький взъерошенный котёнок. Он пиро-
ко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку
стояли два малЬника и ждали, что будет. В окно вы-
Глянула женщина и поспешно выбежала на крыль-
Цо. Она отогнала собаку и сердито крикнула маль»
Чикам:
Қак вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
Вот это и плохо! Гневно ответила женщина.
(В. Осеева)
1 Определите тип речи.
10
е
2
Определите тему и основную мысль текста.
$
3
Укажите средства связи предложений в тексте.
4 Подумайте и ответьте:
1. Правильно ли женщина пристыдила мальчиков - ведь они, как считали
ребята, ничего плохого не делали?
2. Чем можно объяснить поведение мальчиков: равнодушием, отсутствием
чувства сострадания к бедному котёнку, любопытством (что же произой.
дёт дальше?), страхом (или трусостью), что собака может их покусать?
3. Почему женщина гневно произносит слова: «Вот это и плохо!»? Что 50-
тела этим сказать женщина?
4. К чему могло привести бездействие мальчиков?
5. Как вы считаете, поняли ли мальчики, что поступили плохо?
6. Встречались вам в жизни подобные ситуации? Как вы поступали в таких.
случаях?
7. Как вы думаете, почему рассказ называется «Плохо»? Отражает ли заглан
вие основную мысль этого рассказа?
8. Чему учит рассказ В.Осеевой?
5 Какая из пословиц отражает тему рассказа?
1) Доброе дело два века живёт. 2) Чем хвалиться своей силой, лучше слабым
В ком стыд, в том и совесть. 4) Моя хата с краю, я ничего не знаю,
Лексическая работа
6.
Найдите в тексте синонимы. Укажите оттенки отличия в них.