9 класс. Самостоятельная работа. 2 вариант. Спишите СПП, подчеркните грамматтческую основу, начертите схему, определите типы придаточных в них.
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок…
Андрей не помнил, куда положил дневник.
Граф и графиня рады были, что я разговорился.
С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили.
Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.
Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый.
И теперь, пока накрапывал дождь, мы говорили о Лиде.
Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов.
Море все в живых белых пятнах, словно стаи птиц опустились на его синюю равнину.
Лукашин встряхнулся, чтобы ноша удобно легла на плечо.
Он шагал по дороге, заботясь, чтобы щебень под ногами не скрипел.
Пока не взошло солнце, дышать было легко.
Везде, где солнце светит, товарищи у нас.
Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
Дождь лил как из ведра, так что нельзя было выйти на крыльцо.
Дождь лил так, как ни разу не случалось этим летом.
1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
В этом предложении главное слово - "была". Это глагол, который выполняет функцию грамматической основы. Схема данного предложения будет следующей:
(Деревня)
|
(была)
|
-------------------------
| | |
(где скучал) (Евгений) (прелестный уголок)
|
(Деревня)
Структура придаточных предложений:
- "где скучал Евгений" - придаточное определительное, отвечает на вопрос "где?".
- "которая была прелестный уголок" - придаточное определительное, отвечает на вопрос "какая?".
2. Андрей не помнил, куда положил дневник.
В этом предложении главное слово - "помнил". Это глагол, который выполняет функцию грамматической основы. Схема данного предложения будет следующей:
(Андрей)
|
(помнил)
|
-------------------------
| | |
(не помнил) (дневник) (куда положил)
Структура придаточных предложений:
- "где поместил дневник" - придаточное определительное, отвечает на вопрос "где?".
3. Граф и графиня рады были, что я разговорился.
В этом предложении главное слово - "рады". Это глагол, который выполняет функцию грамматической основы. Схема данного предложения будет следующей:
(Граф и графиня)
|
(рады были)
|
------------------------------
| | |
(что я) (разговорился) (не имею понятия)
Структура придаточных предложений:
- "что я разговорился" - придаточное присоединительное, выражает причину ("почему?").
4. С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили.
В этом предложении главное слово - "старалась". Это глагол, который выполняет функцию грамматической основы. Схема данного предложения будет следующей:
(она)
|
(старалась)
|
------------------------------------
| | |
(всё делать) (так, чтобы) (её хвалили)
Структура придаточных предложений:
- "чтобы её хвалили" - придаточное целевое, выражает цель ("для чего?").
5. Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.
В этом предложении главное слово - "было". Это глагол, который выполняет функцию грамматической основы. Схема данного предложения будет следующей:
(Было)
______|_______
| |
(уже совсем тепло) (кругом лежал рыхлый, тяжелый снег)
Структура придаточных предложений:
отсутствуют.
6. Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый.
В этом предложении главное слово - "будешь". Это глагол, который выполняет функцию грамматической основы. Схема данного предложения будет следующей:
(коли парень ты румяный)
|
(будешь)
|
(названый)
Структура придаточных предложений:
- "коли парень ты румяный" - придаточное условное, выражает условие ("если?").
Продолжение следует...