8 класс Итоговая работа по русскому языку
2 вариант (мальчики)
1.Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи. 1) Даль гордился 2) гордился трудом 3) открыл и изучил 4) крупнейшего лингвиста
2. Выпишите грамматическую основу, укажи тип сказуемого, определите тип предложения .
Нынче Даля-писателя не так уж часто читают.
3. Среди предложений 1-5 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
(1)Даль открыл и изучил изумительный рудник, сплошь исполненный золотоносных жил и самоцветов-самородков. (2)Черпайте горстями! (3)«Старатель», исполнивший пушкинский завет, был удостоен Ломоносовской премии.
(4)Словарь Даля – это, безусловно, не только лексикон, словник, это единственная в своём роде энциклопедия широкой народной жизни. (5)Это книга для изучения.
4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(1)Черпайте горстями! (2)«Старатель», исполнивший пушкинский завет, был удостоен Ломоносовской премии.
(13)Словарь Даля – это, безусловно, не только лексикон, словник, это единственная в своём роде энциклопедия широкой народной жизни. (4)Это книга для изучения.
5. Среди предложений 1- найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(1)Даль гордился своим трудом. (2)Но, отстаивая и обосновывая его значение, с обидой отвергая казавшиеся ему несправедливыми нападки, он отнюдь не возражал против дополнений и уточнений. (3)Он так писал о нормативах пользования лексикой: «Изучать нам надо родной язык, спознаться через него с духом родного слова, и принимать или перенимать с толком, чувством, с расстановкой».
6. Выполните синтаксический разбор предложения. Знаки препинания не расставлены.
Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногою.