6 классЗадание: списать глаголы, поставив ударение.
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.(Прислать мне фото)
– Ребята, а каким вы представляете глагол?
– Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
– Ребята, сама королева Морфология прислала вам во для проведения лингвистической викторины по теме «Глагол».
Карточка № 1.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы. Какой темой объединены предложения?
1) Тот труда не боится, кто умеет трудит
2) Дело мастера бои (т,ть)ся.
3) Человек по делу узнаёт
4) Надо трудит, а не ленить
Карточка № 2.
Списать, раскрыть скобки.
Не чувствовал усталости, небыл в школе, ураган неистовствовал, мне не здоровится, неприкасался к проводам, не участвовал в разговоре.
– На какое правило данные примеры?
Карточка № 3.
Списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.
Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, беседовал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.
-Стилистический эксперимент.
А) Задание: вставьте в текст глаголы движения.
(…) свежий ветерок, (…) прохладой в лицо путнику, (…) по листьям, (…) дверь в избе и (…) в кустах…(И.Гончаров.)
Глаголы, использованные автором: пронёсся, подул открыл, затих.
Б) Даны глаголы: окружали, окаймляли, покрывались, подёргивались.
Задание: выберите, какие из них уместны в следующих двух предложениях.
1) Небольшой квадратный пруд, точно рамкой, … старые ветлы.
2) Когда поднимался ветер, листья ветлы вдруг… серебристой сединой.
Задание выполняется устно, индивидуально.
3. Разбор слов по составу: оказывается, вылетишь, ложиться, приближался.
Выполняется на доске и в тетрадях.
4. Выборочная работа.
Задание: из предложений выбрать и записать глаголы изъявительного, условного, повелительного наклонений.
1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
2) Без смелости не возьмёшь и крепости.
3) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.
5. Задание «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».
1) Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.
6.
А) Игра «Составь слово».
От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)
Б) «Четвёртый лишний».
Завид…вать, рассказ…вать, совет…вать, танц…вать.
Задание: отгадайте загадки, выпишите из них глаголы, укажите время и вид.
1) Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса. (Велосипед)
2) Шёл – шёл без дорог,
Где шёл – там и лёг.
До весны пролежал,
А весной побежал. (Снег)
3) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)