51. прочитайте. определите грамматические основы и начертите схемы предложений. 1. ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2. солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3. изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4. убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5. если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6. даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.
1. Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек¹, когда его внесли в избу и опустили на пол².
[ ], ( когда ). - СПП
2. Солнце всходило¹, но вместе с ним с востока шли облака², и как-то не светлело³.
[ ],но [ ], и [ ]. - ССП.
3. Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка¹, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды², высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос³.
[ ], [ ], [ ]. - БСП
4. Убеждения внушаются теорией¹, поведение же формируется примером².
[ ], [ же ]. - ССП
5. Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять¹, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть².
(Если бы ), [ то ]. - СПП
6. Даша прощалась с ним так¹, как прощаются навсегда².
[ ], ( как ). - СПП
Подлежащее
Сказуемое
Вам нужно прочитать предложения и определить их грамматические основы, а затем нарисовать схемы предложений. Я разделил предложения номерами для удобства.
1. "Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол."
Грамматическое основа первого предложения: "ягненок дрожал".
Схема предложения:
Сказуемое
/ \
Ягненок дрожал.
\
Дополнение
/ \
мелкой дрожью и валился с ножек
2. "Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело."
Грамматическое основа второго предложения: "Солнце всходило."
Схема предложения:
Солнце всходило.
\
Союзное слово
/ | \
но вместе с ним с востока шли облака,
\
Сказуемое
/ \
и как-то не светлело
3. "Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос."
Грамматическое основа третьего предложения: "Изредка блеснет".
Схема предложения:
Изредка блеснет.
\
На солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка. Покажет черную спину играющий кит.
\
Шумно выпустит фонтан воды.
/
Вне основы \ Высоко реет в воздухе / Завершительный основной группы
\
темный фрегат (морская птица) или
белоснежный альбатрос
4. "Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером."
Грамматическое основа четвертого предложения: "Убеждения внушаются."
Схема предложения:
Убеждения внушаются.
\ /
внушаются теорией поведение же формируется примером
5. "Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть."
Грамматическое основа пятого предложения: "Мне хватило бы времени".
Схема предложения:
Мне хватило бы времени
/ \
Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, написать еще и вторую повесть
6. "Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда."
Грамматическое основа шестого предложения: "Даша прощалась".
Схема предложения:
Даша прощалась.
\
с ним так, как прощаются навсегда.
Это и есть разбор грамматических основ и схем предложений. Вероятно, школа, которой ты посещаешь, использует другой стандарт разбиения предложений на компоненты, поэтому могут быть некоторые различия в схемах, но эти схемы должны помочь тебе лучше понять предложения и их структуру. Если у тебя возникнут еще вопросы или нужна помощь, не стесняйся задать их!