5. Замените имена прилагательные синонимами. правильный ответ - ...; бесстрашный летчик - ...; занимательный рассказ - ...
6. Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Коричневый, карий (платье, глаза, костюм). Густой, дремучий (лес, туман). Горячий, знойный (лето, вода, привет).
7. Подберите антонимы к словосочетаниям.
Восход солнца -…, зажечь костер -…, начало урока -…, уйти в школу – ..., ясное небо -…, шумная улица -..
8. Найдите антонимы по каждому значению многозначного слова:
лёгкая ноша –лёгкая задача – лёгкий ветерок; свежий хлеб – свежий ветер – свежая рубашка; чёрная ткань - чёрная работа – чёрные мысли.
9. Используя приведенные ниже антонимы, составьте текст из 3-4-х предложений так.
добро – зло, есть – нет, тепло – холод, ссора – мир, люблю – ненавижу, лгать – говорить правду.
10. В одном из при¬ведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт.
ВЫГОДНОСТЬ сделки была очевидна.
Сюжет пьесы был ДРАМАТИЧЕН.
Анатолий всегда был ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ сотрудником?
Специальный фонд назвали именно БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ, и он оправдывал своё название.
11. Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.
Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.
В.Я.Брюсов
12. Прочитайте текст. Определите, есть ли в нем омонимичные слова? Выпишите их. К какому виду они принадлежат?
В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.
Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.
Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!
13. Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.
1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.
14. Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.
Свет, среда, глава, затопить, заточить.