5. Укажите, в каком случае нарушены нормы образования названий жителей г. Тобольска. А. Тобольцы.
Б. Тоболичи.
В. Тоболяки.
Г. Тоболяне.
13. Укажите предложение с речевой ошибкой.
А. Учеба в старших классах поддалась ему не легко.
Б. Вот и получается, что деньги в жизни не самое главное.
В. Неплохо было бы научиться выражать свои мысли в сжатой форме.
Г. Мы увидели, каково отношение творческой элиты к этическим нормам.
14. Укажите предложение с речевой ошибкой.
А. Младший брат смотрел телевизор и немного смеялся.
Б. Выдался свободный вечер, и я решил навестить друга.
В. Не знаю, как сейчас в Крыму обстоят дела с общественным транспортом.
Г. В тот день после оттепели вдруг резко похолодало.
15. Укажите предложение с речевой ошибкой.
А. Я даже склонна думать, что контакт с инопланетянами давно установлен, но не придается огласке.
Б. Жены чиновников нередко занимаются бизнесом.
В. Не хочу выслушивать безосновательные обвинения.
Г. Сыграв эту роль, актер завоевал широкую признательность зрителей.
16. Укажите предложение, в котором НЕТ речевой ошибки.
А. Моя карьера болельщика началась лет с двенадцати.
Б. За победу в конкурсе Андрею принес благодарность сам ректор.
В. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.
Г. Я могла спокойно ночью идти по улицам и не переживать за свою безопасность.
17. Укажите предложение с речевой ошибкой.
А. Если не довезу груз, не сносить мне головы.
Б. Казалось, Анна занималась разработкой проекта только для очистки совести, до конца не понимая всего его значения.
В. В ответственный момент она не смогла взять нервы в руки.
Г. Зачем же метать громы и молнии в адрес своего оппонента?
29. Укажите предложение с ошибкой в управлении.
А. Современное мебельное производство позволяет создать шкафы-купе с уникальным дизайном.
Б. Это решение только препятствует в развитии малого бизнеса.
В. Бессмысленно криком и оскорблениями доказывать свою правоту.
Г. Пасхальное яйцо можно необычно украсить, используя крупу.
30. Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.
А. Готовясь к совещанию, нами была собрана необходимая информация.
Б. Работая фельдшером, у меня почти не было свободного времени.
В. Прочитав рукопись, мне думается, что она нуждается в доработке.
Г. Используя ресурсы этого сайта, вы обязуетесь выполнять условия данного соглашения.
31. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А. Почувствовать себя средневековой дамой здесь вряд ли удастся.
Б. Услышьте шорох листьев в лесу, голос ветра в макушках сосен.
В. Мы позвонили на фирму, но заведующего склада не оказалось на месте.
Г. Наши дизайнеры смогут воплотить в жизнь любые идеи.
32. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Продукция мясокомбината самая высококачественная, потому что она отличается экологической чистотой от других производителей.
А. Чистота.
Б. Точность.
В. Информативность.
Г. Уместность.
33. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Кандидат Соловьев, ясно, не ожидал, что двое из его команды кинут шефа перед самыми выборами.
А. Чистота.
Б. Точность.
В. Информативность.
Г. Уместность.
34. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: В квартире царила предпраздничная суматоха: мыли полы, крахмалили скатерти, бегали по магазинам.
А. Логичность.
Б. Чистота. В. Информативность.
Г. Уместность.
35. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Во время отъезда родителей мы конкретно оттянулись.
А. Логичность.
Б. Чистота. В. Информативность.
Г. Уместность.
36. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Поиск перспективной работы – это вполне реалистические планы.
А. Логичность.
Б. Точность. В. Чистота.
Г. Уместность.
37. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Предоставленные на конкурс работы не рецензируются и не возвращаются.
А. Словообразовательная норма.
Б. Лексическая норма.
В. Морфологическая норма.
Г. Нормы не нарушены.
38. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Поступили в продажу комплекты для девочек из пяти частей.
А. Лексическая норма.
Б. Морфологическая норма. В. Синтаксическая норма.
Г. Нормы не нарушены.
39. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Я плохо себя чувствую: прям жгет все изнутри.
А. Словообразовательная норма.
Б. Лексическая норма.
В. Грамматическая норма.
Г. Нормы не нарушены.
Решение:
- Просмотреть четыре предложенных варианта названий жителей г. Тобольска.
- Определить, какой из форм не соответствует нормам образования таких названий.
- Понять правила образования прилагательных от географических названий.
- Сделать вывод о нарушении нормы в указанном варианте.
- Ответить выбрав соответствующую букву.
13. Предложение с речевой ошибкой - А. Учеба в старших классах поддалась ему не легко.
Обоснование: здесь ошибка в употреблении глагола "поддаваться". Правильное употребление данного глагола в этом контексте должно быть с предлогом "на". То есть вместо "поддалась" должно быть "не шла легко на".
14. Предложение с речевой ошибкой - Г. В тот день после оттепели вдруг резко похолодало.
Обоснование: здесь ошибка в использовании глагола "похолодало". Правильной формой будет "поостудело", так как глагол "похолодать" относится к непереходным глаголам, требующим управления винительным падежом (что? - поостыло).
15. Предложение с речевой ошибкой - А. Я даже склонна думать, что контакт с инопланетянами давно установлен, но не придается огласке.
Обоснование: здесь ошибка в употреблении глагола "придаваться". Правильное употребление данного глагола в данном контексте требует предлога "на". То есть вместо "придается" должно быть "придается на".
16. Предложение, в котором НЕТ речевой ошибки - В. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.
Обоснование: данное предложение сформулировано правильно и не содержит ошибок в использовании речевых средств.
17. Предложение с речевой ошибкой - А. Если не довезу груз, не сносить мне головы.
Обоснование: здесь ошибка в употреблении глагола "сносить". Правильное употребление данного глагола в данном контексте требует предлога "с" и управления винительным падежом (чего? - с головой). То есть вместо "не сносить" должно быть "не приводить к сношению с головой".
29. Предложение с ошибкой в управлении - Б. Это решение только препятствует в развитии малого бизнеса.
Обоснование: здесь ошибка в употреблении предлога "в". Правильное управление предлогом "в" в данном контексте требует дательного падежа (чему? - развитию). То есть вместо "в развитии" должно быть "в развитии другого малого бизнеса".
30. Предложение, в котором нет ошибки в употреблении деепричастного оборота - А. Готовясь к совещанию, нами была собрана необходимая информация.
Обоснование: данное предложение сформулировано правильно и не содержит ошибок в использовании деепричастного оборота.
31. Предложение с грамматической ошибкой - Б. Услышьте шорох листьев в лесу, голос ветра в макушках сосен.
Обоснование: в данном предложении ошибка в употреблении глагола "услышать". Правильная форма глагола в данном случае должна быть в повелительном наклонении 2-го лица (слышьте).
32. Коммуникативное качество речи, которое нарушено в предложении: Б. Точность.
Обоснование: в данном предложении происходит нарушение коммуникативного качества речи "точность". Фраза "Продукция мясокомбината самая высококачественная" является субъективной оценкой, не объективно обоснованной или подкрепленной конкретными фактами.
33. Коммуникативное качество речи, которое нарушено в предложении: В. Информативность.
Обоснование: в данном предложении происходит нарушение коммуникативного качества речи "информативность". Фраза "Кандидат Соловьев, ясно, не ожидал…" содержит неопределенность и не предоставляет четкой информации о событиях или фактах.
34. Коммуникативное качество речи, которое нарушено в предложении: А. Логичность.
Обоснование: данное предложение содержит нарушение коммуникативного качества речи "логичность". Последовательность действий ("мыли полы, крахмалили скатерти, бегали по магазинам") в предложении не име