5 августа 42-го года Дом Сирот - дети и взрослые - выстроились на улице. Корчак и его дети начали последний путь. Над детским строем развивалось зеленое знамя короля Матиуша. Корчак шел впереди, держа за руки двух детей…Колонна обреченных детей. Они построились по четверо. Корчак шел впереди. Отряды детей вели воспитатели: второй - Стефания Вильчинска, третий – Бронятовска, четвертый - Штернфельд. Это были первые евреи (гетто), которые шли на смерть спокойно и с честью. Эти двести ребят не кричали, двести невинных существ не плакали, ни один не побежал, ни один не спрятался, они только теснились, как птенцы, возле своего учителя и воспитателя, своего отца и брата. Из Варшавы поезд повез детей в Треблинку. Один только мальчик выбрался на волю: Корчак поднял его на руки, и мальчику удалось выскользнуть в маленькое окошко товарного вагона. Но и этот мальчик потом, в Варшаве, погиб.
Говорят, что на стенах одного из бараков в Треблинке остались детские рисунки - больше ничего не сохранилось.
На Умшлагплац (привокзальная площадь в Варшаве, пункт перегрузки) прибыл Дом сирот с Корчаком. Люди замерли, будто появилась сама смерть, некоторые плакали. Вот так, стройной колонной, по четыре человека в ряду, со знаменем, с руководителем во главе, сюда еще никто не приходил…
- Что это такое? - закричал комендант Умшлагплаца.
Ему сказали: это Корчак с детьми. Комендант задумался, начал вспоминать, но вспомнил, когда дети были уже в вагонах. Он спросил у Доктора:
- Это Вы написали "Банкротство маленького Джека"?
- Да, а это имеет какое-нибудь отношение к эшелону?
- Нет, я просто читал в детстве, хорошая книга, вы можете остаться, доктор…
- А дети?
- Невозможно, детям придется поехать…
- Ну, нет, - сказал Корчак, - дети - это главное! - и захлопнул за собой дверь изнутри.
…Когда камеру открыли, чтобы выбросить трупы, мертвый доктор Корчак сидел на полу, обнимая детей – столько, сколько смог к себе прижать. Остальные просто сами прижимались к нему, так же сидя рядом, старый учитель и двести детей – почти все младше 15 лет. Так они и уснули навеки вместе, он до конца не покинул их».
Вот такая история… И вроде – что нового: миллионы людей закончили жизнь в газовых камерах и лагерных печах. Но вот эта историческая фраза: «Вы можете остаться, Корчак!» …Он мог остаться? Я уже несколько раз писала об этом – бывают такие ситуации, когда оставаться жить необязательно, а возможно и просто нельзя. Был у Януша Корчака выбор? Бесспорно! Реально был? Да – ведь рядом нашлись те, кто упаковал в газовую камеру маленьких детей – и тоже люди, руки, ноги, голова, какие-то принципы, родители, дети – у них все это тоже было… Вот такой выбор… Нуждается ли в комментариях?... Должна была быть о таком человеке очень светлая память… И она жила – в сердцах людей конечно… Ну и впервые 1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Корчака. А каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто. В начале августа 2012 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд Вашем» отметили 70-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 89-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями. С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации», лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака.
5
Выполни задания по тексту.
1. Озаглавь текст. Определи тему текста.
2. Определи тип речи (описание, повествование, рассуждение), приведи 1- 2 аргумента в пользу своего ответа.
3. Определи стиль речи, приведи 2-3 аргумента в пользу своего ответа.
4. Почему Януш Корчак не хотя у него был такой шанс? (4-5 предложений)
7
Объяснение: