43.1. Прочитайте текст. Можно ли озаглавить его по-другому? Какой заголовок предложили бы вы? Определите тип речи. Какие признаки тек ста вам правильно ответить? Дедушка
Военкомат. Приемная, Сидят люди. Ждут вызова к воен ому, это добровольцы, желающие записаться" народное ополчене.
Рядом с ниими сидит подросток. Посмотришь на него - ясно, пет ему пятнадцать, не более. Тут же сидит старик. Посмо тришь на этого, и ясно - лет шестьдесят ему, не менее. Сколько же тебе лет? — спрашивают в очереди у подростка.
Семнадцать,-отвечает тот. Ну а вам сколько же лет, папаша? - обращаются к старинку.
Сорок девять, -отвечает старик. — Даже ещё неполных. Ну, ну, - улыбаются люди.
Дошла до подростка очередь он в кабинет к воен кому. Пробыл недолго. Вышел понурый. Не повезло парнишке. Не взяли его в ополчение.
Скрылся за дверью теперь старик. Этот пробыл там дольше. Разговор в кабинете был громкий. Всего слышно не было, но от дельные фразы долетали в приёмную. - Да я ещё - ого-го! Я ещё молодого заткну за пояс. - Это говорил старик. Не могу. Нельзя. Поймите, не имею права. - Это говорил военком.
Вышел старик. И у этого вид угрюмый. Много лет старику для того, чтобы записывать его в ополчение, Ушли подросток и старик из военкомата. А на следующий день, когда ополченцы явились в сборный пункт, смотрят, а там в строю уже стоят и вчерашний подросток, и вчерашний старик.
- Вот это да - поразились люди.
Правда, у подростка с ополчением так ничего и не вышло. За метили его. Вернули назад мальчишку. Война - не детское это дело. А вот старик так и остался вместе со всеми. Вместе со все ми и шёл он в учебный лагерь. Тут же двигались повозки со снаряжением.
— Дедушка, — обращаются к нему ополченцы, — да ты хотя бы присел на одну из повозок. В ногах правды нет!
Сердится старик, негодует: — Какой я вам дедушка! Я — боец! Я - солдат!
Самым удивительным оказалось то, что ему было даже не шестьдесят лет, как предполагали тогда в военкомате, и даже не семьдесят, а целых восемьдесят. Каким он чудом попал удержался в ополченцах, так никто и не смог понять. Однако имя и фамилию его все запомнили Иван Иванович Резниченко. Ведь как проживёшь, так и прослывёшь.
(По С. Алексееву)
2. Найдите в тексте односоставные предложения. Какие из них являются глагольными?
3. Выпишите по одному-два предложения каждого вида: определён но-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные. Ука жите выражения сказуемого.
4. Составьте план текста. Напишите подробное изложение текста, заменяя прямую речь косвенной.
Озаглавить можно как "Старик" или "Дедушка"
Тип речи тут больше рассуждение, хотя и повествование есть.