3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно. А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.
В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Гром по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) В акациях ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
6. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) Только изредка старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.
D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
7. Определите предложение с придаточным изъяснительным.
А) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
В) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
С) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
D) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
Е) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.
8. Придаточные изъяснительные отвечают…
А) на вопросы: где? куда?
В) на вопросы: какой? какая?
С) на падежные вопросы
D) на вопросы: с какой целью?
Е) на вопросы: почему?
9. Определите предложение с придаточным изъяснительным.
А) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
В) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
С) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.
D) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
Е) Настало время, когда я решил отправиться в путь.
10. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с союзного слова.
А) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
В) Я видел, как она бежала.
С) Говорили, будто его видели в городе.
D) И послышалось мне, будто снег скрипит.
Е) Непонятно, откуда берётся эта пыль.
11. Определите предложение с придаточным изъяснительным:
A) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
B) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
C) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
D) А когда мы добрались до озера, совсем стемнело.
E) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
12. Определите предложение с придаточным определительным.
А) Женя обошла сарай, через дырявую крышу которого разбегались во все стороны тонкие верёвочные провода.
В) Если есть у тебя мужество, дело не будет тяжёлым.
С) Не ищи правды в других, когда её нет в тебе.
D) Новое строится не так легко, как разрушается старое.
Е) Ведь для того земля вам жизнь дала, чтоб вы свершали добрые дела.
13. Определите предложение с местоимённо-определительным придаточным.
А) Где нет знаний, там нет и смелости.
В) Тот, кто прочёл два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.
С) Если вздохнуть всем народом, ветер будет сильный.
D) Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.
Е) Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.
14. Определите предложение с придаточным определительным.
А) Мы знаем, какие страшные раны наносит война земле.
В) Поезд, в котором ехал Аскар, пришёл в Алматы ранним утром.
С) Он знал, что его будет встречать Айгуль.
D) Вода так чиста, что на дне отчётливо виден каждый листок.
Е) Солнце уже было низко, когда я проснулся.
15. Определите предложение с местоименно-определительным придаточным.
А) Всякий, кто видел её в первый раз, испытывал изумление.
В) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния.
С) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.
D) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
Е) Арман был рад, что вернулся домой.