209. Определите случай постановки запятой: Поезд стоял у платформы, и посадка была уже объявлена. а) однородные члены предложения; б) сложноподчиненное предложение;
в) сложносочиненное предложение; г) бессоюзное предложение.
210. Чем связаны простые предложения? Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели. а) соединительным союзом; б) разделительным союзом;
в) подчинительным союзом; г) противительным союзом.
211. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.а) Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
б) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
в) Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать.
212. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
а) Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками. б) Споров больше не затевалось, а, напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа. в) Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
213. Объясните отсутствие запятой в сложносочиненном предложении: Приближалась осень, в старом саду было тихо и на аллеях лежали темные тени.
а)запятая нужна; б) есть общий второстепенный член; в)есть общее придаточное предложение.
232.Охарактеризуйте предложение: Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль.
а) сложное предложение с сочинением и подчинением;
б) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью;
в) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью;
г) сложное предложение с сочинительной, подчинительной, бессоюзной связью.
233. Определите, какой знак препинания нужен в предложении: День и ночь с тобой жду встречи, встречусь голову теряю.
а) тире; б) двоеточие; в)точка с запятой; г) запятая.
239. Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка.
а) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
в) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
244. Найдите предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.
а) «Вот так строят дорогу-то в тайге» - назидательно заговорил молодой инженер Промойников.
б) Игорь сказал: «Ну, не жалеешь, что пришел?»
в) «Я в жизни ничего подобного не слыхала», - говорила Рыжуха.
г) «Да что это с ней?» - с тревогой подумал я.
245. Найдите предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.
а) «Ура!» - кричали люди на площади. б) « Наконец-то весна, - подумала мама, - скоро сын вернется». в) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
г) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
246. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
б) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
в) Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела». г) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением.
247. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»! б) «В четыре руки жить захотел!» - клокотало в ней.
в) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца роботы».
г) И боец сказал: «Понятно!»
249. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
4) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
250. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) «Здорово, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»
2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.
Ответ: а) однородные члены предложения.
Пояснение: Здесь запятая ставится между однородными членами предложения "Поезд стоял у платформы" и "посадка была уже объявлена".
210. Чем связаны простые предложения? Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
Ответ: б) разделительным союзом.
Пояснение: Здесь запятая ставится перед разделительным союзом "и", который разделяет два простых предложения "Лицо ее было бледно" и "слегка раскрытые губы тоже побледнели".
211. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
Ответ: б) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
Пояснение: В данном предложении есть две части, соединенные сочинительным союзом "или": "Ни о чем не хочется думать" и "бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон".
212. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
Ответ: в) Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
Пояснение: В данном предложении есть две части, соединенные сочинительным союзом "если бы": "Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы" и "не было запрета охотиться на них".
213. Объясните отсутствие запятой в сложносочиненном предложении: Приближалась осень, в старом саду было тихо и на аллеях лежали темные тени.
Ответ: б) есть общий второстепенный член.
Пояснение: В данном предложении запятая не нужна, так как все перечисленные части (Приближалась осень, в старом саду было тихо и на аллеях лежали темные тени) относятся к одному общему второстепенному члену - "темное время года".
232. Охарактеризуйте предложение: Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль.
Ответ: а) сложное предложение с сочинением и подчинением.
Пояснение: В данном предложении есть сочинение "было на душе и восторженно и жутко", которое соединено с подчинительным предложением "Не изобразить словом, что почувствовал я тогда" с помощью двоеточия.
233. Определите, какой знак препинания нужен в предложении: День и ночь с тобой жду встречи, встречусь голову теряю.
Ответ: г) запятая.
Пояснение: Запятая ставится перед повторяющимся глаголом "встречусь" для отделения второго предложения в данном сложноподчиненном предложении.
239. Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка.
Ответ: б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
Пояснение: В данном предложении перед союзом "когда" должна быть поставлена запятая, так как этот союз вводит придаточное предложение.
244. Найдите предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.
Ответ: а) «Вот так строят дорогу-то в тайге» - назидательно заговорил молодой инженер Промойников.
Пояснение: В данном предложении перед началом прямой речи должно быть поставлено двоеточие, а не тире.
245. Найдите предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.
Ответ: в) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
Пояснение: В данном предложении перед началом прямой речи должна быть поставлена запятая, а не двоеточие.
246. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Ответ: в) Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
Пояснение: В данном предложении перед началом прямой речи должна быть поставлена запятая, а не двоеточие.
247. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Ответ: а) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
Пояснение: В данном предложении после прямой речи должна быть поставлена запятая, так как она не заканчивается восклицательным знаком.
249. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Ответ: 1) Наполеон однажды заметил,