2 ВАРИАНТ 1.Сложноподчиненное предложение – это …
2. Укажите сложносочиненные предложения:
1) Руки и ноги его лежали смиренно и неодушевленно и даже на ощупь были не живыми и не мертвыми, а подозрительно промежуточными, как застывающий гипс.
2) Было раннее утро, и небо, промытое влагой и прохладой короткой летней ночи, сияло голубизной.
3) Мальчик ожесточенно тряс свой будильник, и подносил его к уху, и снова тряс.
4) Ни камер вокруг не было, ни софитов Татарский не заметил.
3. Укажите сложноподчиненные предложения:
1) Мне не понадобилось перечитывать газетную вырезку, чтобы вспомнить автора письма: всё сразу встало перед моими глазами.
2) Через несколько минут Валентина сидела за низким столиком в гостиной, глядя в окно на убегающий вниз сад, все деревья которого повернулись к ней лицом и смотрели из сгущающейся темноты в ярко освещенное окно.
3) Раввин, кажется, прекрасно понимал, что имеет в виду оппонент.
4) Все цветы мои были вырваны разом, безжалостно и жестоко, и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные.
4. Расставьте знаки препинания:
1) Только поскрипывает кузнечик на берегу да где-то робко поет птица.
2) Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны.
3) Озеро лежит совершенно тихое и далекая лодочка на нем движется как муха на простыне.
4) К счастью, ураган быстро закончился и все благополучно добрались до дома.
5. Укажите бессоюзные сложные предложения:
1) Вдали туман – мне грустно поневоле.
2) Еще мгновение – и загремит гром.
3) Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
4) Я открыл глаза: утро зачиналось.
6. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) После долгих споров в макет внесён последний штрих и поставлена точка.
2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе.
3) Ты не растерялся и это уже хорошо.
4) Мы верили, что если будет трудно придет незамедлительно.
5) Я взглянул на него с удивлением, не понимая к чему повторять то, что и так очевидно.
7. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях.
1) Черёмуха растёт по берегам рек _ да по склонам оврагов _ да по лесным опушкам.
2) Рэксу оборудовали будку _ и дневное время он проводил _ либо в ней _ либо рядом.
3) За печкой очень громко поёт сверчок, не обращая внимания _ ни на мои шаги _ ни на звон чашек.
4) И над рекой _ и над берегом _ и над кустами всё время летали чайки.
5) Какие-то человеческие тени _ и контуры зданий, невероятные машины _ и силуэты деревьев проносились перед нами.
8. Расставьте знаки препинания:
1) Была подана карета кучер погрузил в нее вещи мы расположились на свободных местах.
2) Со зрением у Алика что-то происходило оно угасало и обострялось одновременно.
3) За худым пойдешь худое и найдешь.
4) Я сразу понял медведь добывает мед.
9. Расставьте знаки препинания:
Вода с шумом стремилась по камням _ и _ так как этот шум был однообразен, то мы _ сосредоточенные на подъеме _ легко забывали о нем, нам даже казалось _ в долине царит полная тишина.
10. Определите типы придаточных:
1) Не жаль, что ваше тело растает в марте, хрупкая Снегурка! ()
2) Я часто вспоминаю то место, где родился и вырос ().
3) Ученик пришел в школу, когда уроки уже закончились ().
4) Если начнешь правильно питаться, будешь здоровым ().
2. Сложносочиненные предложения:
1) Руки и ноги его лежали смиренно и неодушевленно и даже на ощупь были не живыми и не мертвыми, а подозрительно промежуточными, как застывающий гипс.
2) Было раннее утро, и небо, промытое влагой и прохладой короткой летней ночи, сияло голубизной.
3) Мальчик ожесточенно тряс свой будильник, и подносил его к уху, и снова тряс.
4) Ни камер вокруг не было, ни софитов Татарский не заметил.
3. Сложноподчиненные предложения:
1) Мне не понадобилось перечитывать газетную вырезку, чтобы вспомнить автора письма: всё сразу встало перед моими глазами.
2) Через несколько минут Валентина сидела за низким столиком в гостиной, глядя в окно на убегающий вниз сад, все деревья которого повернулись к ней лицом и смотрели из сгущающейся темноты в ярко освещенное окно.
3) Раввин, кажется, прекрасно понимал, что имеет в виду оппонент.
4) Все цветы мои были вырваны разом, безжалостно и жестоко, и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные.
4. Расставьте знаки препинания:
1) Только поскрипывает кузнечик на берегу, да где-то робко поет птица.
2) Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны.
3) Озеро лежит совершенно тихое, и далекая лодочка на нем движется как муха на простыне.
4) К счастью, ураган быстро закончился, и все благополучно добрались до дома.
5. Бессоюзные сложные предложения:
1) Вдали туман – мне грустно поневоле.
2) Еще мгновение – и загремит гром.
3) Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
4) Я открыл глаза: утро зачиналось.
6. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) После долгих споров в макет внесён последний штрих, и поставлена точка.
2) Как только занималась заря, и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе.
3) Ты не растерялся, и это уже хорошо.
4) Мы верили, что если будет трудно, придет незамедлительно.
5) Я взглянул на него с удивлением, не понимая, к чему повторять то, что и так очевидно.
7. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях.
1) Черёмуха растёт по берегам рек и по склонам оврагов, и по лесным опушкам.
2) Рэксу оборудовали будку, и дневное время он проводил, либо в ней, либо рядом.
3) За печкой очень громко поёт сверчок, не обращая внимания, ни на мои шаги, ни на звон чашек.
4) И над рекой, и над берегом, и над кустами всё время летали чайки.
5) Какие-то человеческие тени и контуры зданий, невероятные машины и силуэты деревьев проносились перед нами.
8. Расставьте знаки препинания:
1) Была подана карета, кучер погрузил в нее вещи, мы расположились на свободных местах.
2) Со зрением у Алика что-то происходило: оно угасало и обострялось одновременно.
3) За худым пойдешь худое и найдешь.
4) Я сразу понял: медведь добывает мед.
9. Расставьте знаки препинания:
Вода с шумом стремилась по камням, и так как этот шум был однообразен, то мы, сосредоточенные на подъеме, легко забывали о нем; нам даже казалось, в долине царит полная тишина.
10. Определите типы придаточных:
1) Не жаль, что ваше тело растает в марте, хрупкая Снегурка! (придаточное предложение времени)
2) Я часто вспоминаю то место, где родился и вырос. (придаточное предложение места)
3) Ученик пришел в школу, когда уроки уже закончились. (придаточное предложение времени)
4) Если начнешь правильно питаться, будешь здоровым. (придаточное предложение условия)