2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. A. Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.
B. Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.
C. Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.
D. "У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
A. Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.
B. Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.
C. Я насквозь просмоленный, как птица клёст.
D. Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.
4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
A. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
B. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
C. Характер у неё был вулканического происхождения.
D. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
A. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.
B. Я понял, что судьба моя висит на волоске.
C. Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.
D. По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
A. Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.
B. У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.
C. Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.
D. Закат спрятался в тёмный лесисный берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
A. Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.
B. Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.
C. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.
D. Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
A. Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.
B. Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.
C. Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.
D. На жемчужном небе - перистые облака рассвета.
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
A. Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.
B. Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.
C. Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.
D. У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.
10.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
A. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
B. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
C. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
D. Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.