2.Письменные работы
Карточки с обучающими упражнениями
1.Прямая и косвенная речь. Спишите предложения, постройте к ним схемы.
1.Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал: «Возьми, капитан, береги, он принесёт тебе счастье». 2. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу. 3. «Что будем делать?» - с я Дерсу. 4. «Не надо, не надо, капитан!» - говорил он испуганно и торопливо. 5. «Теперь, - подумал я, - тропинка куда-нибудь приведёт». (В.Арсеньев) * Подчеркните глаголы в повелительном наклонении.
2.Прямая и косвенная речь. Спишите, расставляя знаки препинания.
А как ваше здоровье Славу богу не сказал Собакевич И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик Да вы всегда славились здоровьем – сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич Мне кажется сказал председатель вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него Нет, не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче. (Н.Гоголь)
3.Прямая и косвенная речь. Вставьте в данные предложения слова автора, используя разные глаголы. Предложения запишите.
1.Садитесь в машину! Прокачу с ветерком! 2.Где начинается наша река? Надо об…зательно добраться до её истоков. 3.Тише! Слышите, как залива…тся соловей?
4.Прямая и косвенная речь. Запишите данный текст в виде диалога.
Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь. Я пишу книгу. Повесть? Не совсем. Роман? Нет. Её совершенно2 нельзя назвать романом. А, я знаю, ты пише…шь очерки. Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)б…ографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Так что же ты пишешь в конце концов? Книгу. (В.Солоухин.)
1. Для начала спишем предложения и построим к ним схемы. Вот первое предложение: "Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал: «Возьми, капитан, береги, он принесёт тебе счастье»."
Схема будет выглядеть следующим образом:
старик - снял - браслет - подал мне - сказал: "Возьми, капитан, береги, он принесет тебе счастье".
А теперь перейдем ко второму предложению: "«Погоди, капитан», - сказал Дерсу."
Схема: Дерсу - сказал: "Погоди, капитан".
Таким образом, каждое предложение будет иметь свою схему, которая поможет нам понять последовательность событий.
2. Далее перейдем ко второму заданию, где нужно подчеркнуть глаголы в повелительном наклонении. Вот предложение: "Подчеркните глаголы в повелительном наклонении".
Повелительное наклонение - это когда мы командуем или делаем просьбу. В данном предложении есть выражение "Возьми, капитан, береги", где "Возьми" и "береги" являются глаголами повелительного наклонения.
3. Теперь перейдем к третьему заданию, где нужно расставить знаки препинания в предложениях. Вот первое предложение: "А как ваше здоровье? Славу богу, не сказал Собакевич. И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик."
Правильная расстановка знаков препинания будет следующей:
- "А как ваше здоровье? Славу богу, не сказал Собакевич."
- "И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик."
Точно так же нужно расставить знаки препинания и во втором предложении.
4. Теперь перейдем к последнему заданию, где нужно вставить слова автора в данные предложения. Вот первое предложение: "Садитесь в машину! Прокачу с ветерком!"
Очевидно, что автором могут быть слова "сказал автор" или "ответил автор". Иногда можно использовать другие глаголы, например, "проговорил автор" или "усмехнулся автор".
Теперь ты можешь самопровериться по остальным предложениям и заполнить их подходящими словами автора.
Отлично! Теперь перейдем к последнему заданию, где нам нужно заполнить данный текст в виде диалога. Вот текст:
Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь. Я пишу книгу. Повесть? Не совсем. Роман? Нет. Её совершенно нельзя назвать романом. А, я знаю, ты пишешь очерки. Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)бографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Так что же ты пишешь в конце концов? Книгу.
Сейчас давай представим, как эта беседа могла бы выглядеть в виде диалога:
- Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь.
- Я пишу книгу.
- Повесть?
- Не совсем.
- Роман?
- Нет. Её совершенно нельзя назвать романом.
- А, я знаю, ты пишешь очерки.
- Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)бографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни.
- Так что же ты пишешь в конце концов?
- Книгу.
Вот и все! Надеюсь, тебе стало понятно, как решать эти задания по прямой и косвенной речи. Если у тебя возникнут какие-то вопросы, не стесняйся задавать их мне. Удачи в учебе!