2. От предлагаемых глаголов образуйте причастия действительные (Д) или страдательные (С) настоящего или времени. Согласуйте их с определяемым словом в роде, числе и падеже. Культура речи – раздел языкознания, (исследовать – Д/ наст. вр) проблемы, (связать – С/пр.вр.) с совершенствованием языка как орудия культуры в широком смысле слова. Культура речи – одна из дисциплин, (направ¬ить – С/пр.вр.) на формирование навыков эффективного речевого общения, (изучать – Д/ наст. вр) выбор и организацию языковых средств, которые в определенной речевой ситуации при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольшую эффективность в достижении поставленных (постав¬ить – С/пр.вр.) коммуникативных задач.
В данном предложении нужно образовать причастия действительные или страдательные настоящего и прошедшего времени от предлагаемых глаголов. Прежде чем приступить к образованию причастий, необходимо понять, что такое причастие и как его образовывать.
Причастие – это одна из неличных форм глагола, которая имеет как глагольные, так и прилагательные особенности. Причастие обозначает признак, сопутствующий действию, описывает состояние или процесс.
Различают действительные (Д) и страдательные (С) причастия. Действительное причастие описывает действие, совершаемое самим предметом. Страдательное причастие описывает действие, которое происходит с предметом, то есть оно пассивно.
Образование действительных и страдательных причастий в зависимости от времени происходит следующим образом:
- Действительное причастие настоящего времени образуется от глагола, добавляя к его основе окончание -щий (-ющий, -ащий, -ящий) для мужского рода, -щая (-ющая, -ащая, -ящая) для женского рода и -щее (-ющее, -ащее, -ящее) для среднего рода.
- Страдательное причастие настоящего времени образуется от глагола, добавляя к его основе окончание -емый (-имый) для всех родов.
- Действительное причастие прошедшего времени образуется от глагола, добавляя к его основе окончание -вший (-вшая, -вшее) для всех родов.
- Страдательное причастие прошедшего времени образуется от глагола, добавляя к его основе окончание -нный (-тый) для всех родов.
Теперь посмотрим на пример и решим задачу.
В предложении, которое дано, у нас есть глаголы "исследовать", "связать", "направить", "изучать" и "поставить". Нам нужно образовать причастия действительные или страдательные, настоящего или прошедшего времени и согласовать их с определяемыми словами в роде, числе и падеже.
1. Глагол "исследовать" (исследовывающий) образует действительное причастие настоящего времени. Согласовывать его нужно в роде, числе и падеже с определяемым словом "проблемы". Так как "проблемы" является женским родом и в именительном падеже во множественном числе, то нужно добавить окончание "ая" - "исследовывающие".
2. Глагол "связать" (связанный) образует страдательное причастие настоящего времени. Согласовывать его нужно в роде, числе и падеже с определяемым словом "совершенствованием языка". Совершенствование языка является средним родом и в творительном падеже, поэтому нужно добавить окончание "е" - "связанное".
3. Глагол "направить" (направленная) образует страдательное причастие прошедшего времени. Согласовывать его нужно в роде, числе и падеже с определяемым словом "дисциплин". Дисциплины являются женским родом и в множественном числе в именительном падеже, поэтому нужно добавить окончание "ые" - "направленные".
4. Глагол "изучать" (изучающая) образует действительное причастие настоящего времени. Согласовывать его нужно в роде, числе и падеже с определяемым словом "выбор и организацию языковых средств". Выбор и организация языковых средств являются женским родом и в винительном падеже во множественном числе, поэтому нужно добавить окончание "ые" - "изучающие".
5. Глагол "поставить" (поставленные) образует страдательное причастие прошедшего времени. Согласовывать его нужно в роде, числе и падеже с определяемым словом "коммуникативных задач". Коммуникативные задачи являются женским родом и в винительном падеже во множественном числе, поэтому нужно добавить окончание "ые" - "поставленные".
Таким образом, полным образом ответ будет:
Культура речи – раздел языкознания, исследовывающий проблемы, связанные с совершенствованием языка как орудия культуры в широком смысле слова. Культура речи – одна из дисциплин, направленная на формирование навыков эффективного речевого общения, изучающая выбор и организацию языковых средств, которые в определенной речевой ситуации при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольшую эффективность в достижении поставленных коммуникативных задач.