12.Определите сложноподчиненное предложение с придаточной частью времени: A) И только небо засветилось, все шумно вдруг зашевелилось. B) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. C) Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. D) Мимо пробежал кто-то, к счастью меня не заметивший. E)Гусь, известно, птица важная рассудительная
14.Определите сложноподчиненное предложение с придаточной частью причины:
A) Свою Москву мы не дали в обиду, как нас в обиду не дала она.
B) Даша слушала молча, не перебивая, часто закрывая глаза.
C) Уезжай сейчас же, а не то наговорю лишнего.
D) Это было совсем не похоже на него, но он молчал.
E) И снова я с людьми затем, что я поэт, затем, что молнии сверкают
15.Определите сложноподчиненное предложение с придаточной частью образа действия:
A) Князь Андрей умел поставить себя так, что все его боялись и уважали.
B) Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне.
C) Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась
D) Очнулся ночью, совершенно разбитый, больной.
E) Невидимая, посредине реки плывет лодка.
16.Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставится тире:
A) Про меня все люди скажут сердцем чист и не спесив.
B) Печален я со мною друга нет.
C) Шел дождь падал снег.
D) От солнца бегать света не видать
E) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.
17.Укажите количество пропущенных запятых в предложении
По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах корабль одинокий несется несется на всех парусах.
A) 2
B) 1
C) 4
D) 3
E) нет запятых
18.Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением:
A)Когда шел разговор, мы не подозревали, что ночь эта была самая страшная.
B) Mир не отнять у тех, чьи руки держали оружие, чьи глаза видели и навсегда запечатлели в памяти ужасы войны.
C) Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает
D) Тот не мужчина, кто голову прячет, если он видит беду
E) Ум-океан, черпаешь –не кончается
19. Укажите предложение с пунктуационными ошибками:
А) Отгремел грозами июль, и лето вдруг сразу перемахнуло на осень.
В) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.
С) Я как только вошел успел заметить, сумрачное расположение Ермолая.
D) Язык-это путь цивилизации и культуры.
Е) Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился.
20. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением условия:
А) Ты не провожай меня: я дорогу знаю.
В) За окнами неслись облака, жарко светило солнце.
С) Заря разгоралась, раскрашивала небо золотыми полосами.
D) Любишь кататься-люби и саночки возить.
Е) Солнце выглянуло-степь повеселела.
21. Укажите в каком предложении нужно поставить двоеточие:
А) На улице еще было пусто над крышами домов вставало солнце.
В) Льется теплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.
С) Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.
D) У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают.
Е) Раздался выстрел браконьеры бросились бежать.
22. Укажите неверное утверждение:
А) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных частей.
В) Сложносочиненными называются такие предложения, части которых соединены сочинительными союзами.
С) Части сложноподчиненного предложения равноправны между собой.
D) Соподчинение – это такая связь, когда две(или больше придаточные) части относятся к одной главной.
Е) подчинительные союзы не являются членами предложения, они служат для связи придаточной части с главной.
23. Укажите сложноподчиненное предложение с соподчинением:
А) Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодной, что чай не согрел меня.
В) Умное животное следило за нами, точно хотело знать, что мы намерены делать.
С) Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю.
D) Ветер тянул с неприветливого севера.
Е) Зимы ждала, ждала природа.
Обоснование: В данном предложении есть основная часть (где некогда было пусто, голо) и придаточная часть времени (теперь младая роща разрослась). Придаточная часть времени указывает на время, в котором происходит действие, и связана со словом "теперь".
Пояснение: Основная часть предложения "где некогда было пусто, голо" сообщает о месте, где раньше ничего не было, а придаточная часть времени "теперь младая роща разрослась" говорит о том, что теперь на этом месте выросла младая роща.
14. Ответ: B) Даша слушала молча, не перебивая, часто закрывая глаза.
Обоснование: В данном предложении есть основная часть (Даша слушала молча) и придаточная часть причины (не перебивая, часто закрывая глаза). Придаточная часть причины указывает на причину действия в основной части и связана с союзом "потому что".
Пояснение: Основная часть предложения "Даша слушала молча" говорит о том, что Даша слушала без прерывания, а придаточная часть причины "не перебивая, часто закрывая глаза" объясняет, почему она слушала молча - потому что она не перебивала и часто закрывала глаза.
15. Ответ: B) Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне.
Обоснование: В данном предложении есть основная часть (Земля запахла так) и придаточная часть образа действия (как она всегда пахнет перед дождем в июне). Придаточная часть образа действия указывает на способ действия в основной части и связана со словами "как" или "так, как".
Пояснение: Основная часть предложения "Земля запахла так" говорит о запахе, а придаточная часть образа действия "как она всегда пахнет перед дождем в июне" описывает, каким образом запах похож на запах перед дождем в июне.
16. Ответ: C) Шел дождь падал снег.
Обоснование: В данном предложении нет союзов, связывающих две части, и их связывает тире. Это типичная конструкция бессоюзного сложного предложения.
Пояснение: В данном предложении нет явного связующего слова или союза, но две части "Шел дождь" и "падал снег" связаны между собой перечислением и перечисляют два действия, происходящих одновременно.
17. Ответ: E) нет запятых.
Обоснование: В данном предложении отсутствуют места, где необходимо поставить запятую.
Пояснение: В предложении "По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах корабль одинокий несется несется на всех парусах" нет большого числа придаточных частей или перечислений, которые требовали бы использования запятых. Таким образом, в данном случае запятые не требуются.
18. Ответ: D) Тот не мужчина, кто голову прячет, если он видит беду.
Обоснование: В данном предложении есть основная часть (Тот не мужчина) и две придаточные части с последовательным подчинением (кто голову прячет, если он видит беду). Первая придаточная часть указывает на условие, последующее за которым следует вторая придаточная часть, обозначающая результат.
Пояснение: Основная часть предложения "Тот не мужчина" сообщает о том, что человек не является настоящим мужчиной, а первая придаточная часть "кто голову прячет" указывает на условие, а вторая придаточная часть "если он видит беду" - результат, и связаны союзами "кто" и "если".
19. Ответ: С) Я как только вошел успел заметить, сумрачное расположение Ермолая.
Обоснование: В данном предложении есть опечатка в препинательных знаках - запятая после "заметить" должна быть заменена на точку.
Пояснение: В предложении "Я, как только вошел успел заметить, сумрачное расположение Ермолая" запятая между "заметить" и "сумрачное" создает неправильную пунктуацию. В этом случае после "заметить" должна быть поставлена точка.
20. Ответ: А) Ты не провожай меня: я дорогу знаю.
Обоснование: В данном предложении есть основная часть (Ты не провожай меня) и придаточная часть условия (я дорогу знаю). Отношение между основной и придаточной частью указывает на условие.
Пояснение: Основная часть предложения "Ты не провожай меня" обозначает действие, а придаточная часть условия "я дорогу знаю" указывает на условие, при котором не требуется провожать. Использование двоеточия между основной и придаточной частями помогает выразить это условие.
21. Ответ: В) Льется теплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.
Обоснование: В данном предложении есть перечисление, поэтому между частями предложения должно быть поставлено двоеточие.
Поя