(1) Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, не умеем мы пока регулировать стихию. (2) За что и приходится платить. (3) Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.
(4) Гроза. (5) Одно из величественных атмосферных явлений. (6) Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток - сотни тысяч ампер. (7) Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8) Ни один! (9) Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10) Надо только постоянно контролировать исправность этих устройств, как того требуют правила. (11) И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12) Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.
(13) Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14) Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15) Дескать, что поделаешь: провода глупые замкнулись - что с них возьмёшь? (16) Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания - причиной огня является неисправность защитного прибора.
(17) Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18) И ... авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления ... (19) Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций - они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20) В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из систем, для чего предусмотрены специальные вентили. (21) Операция незамысловатая, не правда ли? (22) Но не сливают. (23) В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24) А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйcтвом систему отопления. (25) И каждый год - одни и те же грабли. (26) Может, не все знают пословицу копейки, поплатишься рублём»? (27) Все знают. (28) Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29) А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.
Выполните задания В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В9, В10.
В1 - В каких(-ом) предложениях(-и) автор, используя иронию, воспроизводит высказывание(-я), противоречащее(-ие) его позиции?
1) 1-3
2) 11, 12
3) 14
4) 28
В2 - В каком предложении используется в усечённом виде известный фразеологизм-поговорка?
1) 11 2) 15 3) 23 4) 25
В3 - Какое средство выразительности используется в предложении 13?
1) Метафора
2) Метонимия
3) Гипербола
4) Антитеза
В4 - Из предложении 13-15 выпишите слово, образованное приставочным В5 - Определите стиль и тип речи текста
1) Разговорный стиль; рассуждение
2) Официально-деловой стиль; описание
3) Публицистический стиль; рассуждение
4) Художественный стиль; повествование и рассуждение
В6 - Среди предложений 9 – 12 найдите сложносочиненное предложение. И выпишите это предложение.
В7 - Во втором абзаце найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите это предложение.
В8 - Среди предложений 10 – 12 найдите предложение с однородными членами. Выпишите это предложение.
В9 - Среди предложений второго абзаца найдите бессоюзное сложное предложение и выпишите это предложение.
В10 - Среди предложений 11 – 14 найдите сложноподчиненное предложение и выпишите это предложение.
В11- Сформулируйте проблему, поставленную в тексте.
В12- Какая мысль показалась интересной? (или какая фраза привлекла внимание?)
В13-Выразите свое отношение к проблеме, поставленной автором.