№1. запишите диалог. найдите и выделите частицы. определите их значение. - все-таки необходимо решить, как мы организуем концерт, - сказал учитель. - разве он состоится? – поинтересовались . - конечно, неужели вы забыли о нашем последнем разговоре? - вот здорово! – воскликнули . - только надо продумать план его проведения, - сказал учитель. - пусть саша сыграет на фортепиано, - предложил коля. - вряд ли он придёт, - сказала маша. - неужели ему неинтересно? – удивились . - как раз в этот день у него экзамен в музыкальной школе, - пояснила лена. - и даже если экзамен, к вечеру он освободится, - возразил алеша. - верно, ведь концерт рассчитан почти на два часа. № 2. прочитайте предложения и соотнесите частицы, употребленные в них, с названными значениями. значения частиц: 1) вопросительные 2) восклицательные 3) указательные 4) усилительные 5) отрицательные предложения: 1) ни шагу назад! 2) вот пришел он к синему морю. 3) но был ли счастлив мой евгений? 4) вон она всплеснулась над волною. 5) но я все-таки тебе не верю. 6) ну что за шейка, что за глазки! 7) неужели вы его не помните? 8) я не стану молчать! 9) пригласите же его сесть. № 3. сравните предложения. объясните разницу между частицами и словами других частей речи. 1) что за прелесть эти сказки! – я раз, что ты пришел. 2) слуга мой умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать незнакомку. – напомни мне взять крем для обуви и щетку. 3) андрей-то давно дома. – посмотри на то дерево. 4) и как свистнет, кони взвились! – мы думали: «как быть? » 5) чего уж тут скажешь! - уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. 6) точно, дела мои идут недурно.- измерение было проведено точно. 7) одно лишь только худо: зубов у белки нет! – лишь только ночь своим покровом верхи кавказа осенит, к тебе я стану прилетать. 8) с тобой одни неприятности. – я взял одни ножницы. 9) и пускай мы только дети, нам расти ещё, расти! – не пускай собаку в дом. № 4. запишите фразеологизмы, правильно употребляя частицы не, ни. объясните их значение. составьте предложение с одним из фразеологизмов. 1) комар носу не(ни) подточит. 2) не(ни) свет не(ни) заря. 3) не(ни) рыба не(ни) мясо. 4) не(ни) спускать глаз. 5) палец в рот не(ни) клади. 6) не(ни) слуху не(ни) духу. 7) не(ни)початый край 8) палец о палец не(ни) ударит. 9) не(ни) то не(ни) сё. № 5. закончите предложения. 1) что бы ни случилось…. 2) чтобы не случилось…. 3) ни один…. 4) не один…. 5) ни разу… 6) не раз…. № 6. запишите пословицы, правильно употребляя частицы, расставьте знаки препинания. объясните смысл одной из пословиц. 1. сколько бы собака не(ни) лаяла гора от этого не(ни) рухнет. 2. сколько бы лепешка не(ни) дулась выше пирога не(ни) будет. 3. если хочешь собирать мёд не(ни)опрокидывай улей. № 7. разделите предложения на две группы: с раздельным и дефисным написанием частиц. сформулируйте правила, которыми вы пользовались. 1) принеси(ка) мне книгу. 2) сделал(ли)ты уроки. 3) я пошел(бы) на прогулку при солнечной погоде. 4) посмотри, сережа(то) пришел. 5) куда(же) они едут, в город, что(ли)? 6) а новый роман всё(таки) хорош! 7) соседка, перестань срамиться, тебе(ли) со слоном возиться? 8) дай(ка) мне покачать митю. 9) он пришел довольно(таки) поздно. № 8. запишите предложения, используя данные устойчивые сочетания слов: 1) во что бы то ни стало 2) как ни в чем не бывало

Пеперони228 Пеперони228    1   06.05.2019 13:30    170

Ответы
KINDER123567 KINDER123567  24.01.2024 10:44
№1. Запись диалога:

- Все-таки необходимо решить, как мы организуем концерт, - сказал учитель.
- Разве он состоится? – поинтересовались.
- Конечно, неужели вы забыли о нашем последнем разговоре? - воскликнули.
- Вот здорово! – воскликнули.
- Только надо продумать план его проведения, - сказал учитель.
- Пусть Саша сыграет на фортепиано, - предложил Коля.
- Вряд ли он придёт, - сказала Маша.
- Неужели ему неинтересно? – удивились.
- Как раз в этот день у него экзамен в музыкальной школе, - пояснила Лена.
- И даже если экзамен, к вечеру он освободится, - возразил Алёша.
- Верно, ведь концерт рассчитан почти на два часа.

№2. Идентификация частиц и их значения:

1) Вопросительные: "разве", "неужели"
2) Восклицательные: "вот", "здорово"
3) Указательные: "этот", "вot"
4) Усилительные: "все-таки", "даже"
5) Отрицательные: "неужели", "не" (префикс)

№3. Сравнение предложений и разница между частицами и словами других частей речи:

1) "Что за прелесть эти сказки!" - восклицательная частица "что", что в данном случае выражает удивление. "Я раз, что ты пришел." - союз "что", который используется для объяснения причины или обоснования.
2) "Слуга мой умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать незнакомку." - союз "что", который в данном случае выражает следствие или результат. "Напомни мне взять крем для обуви и щетку." - восклицательная частица "что", что выражает подчеркивание или усиление.
3) "Андрей-то давно дома." - разделительная частица "то", которая используется для подчеркивания или выделения. "Посмотри на то дерево." - указательное местоимение "то", которое указывает на предмет или объект.
4) "И как свистнет, кони взвились!" - противительная частица "как", которая используется для противопоставления. "Мы думали: «как быть?»" - вопросительное местоимение "как", которое указывает на способ или образ действия.
5) "Чего уж тут скажешь!" - отрицательная частица "уж", которая выражает отрицание или отрицательное значение. "Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало." - союз "уж", который выражает следствие или результат.
6) "Точно, дела мои идут недурно." - отрицательная частица "не", которая выражает отрицание или отрицательное значение. "Измерение было проведено точно." - наречие "точно", которое указывает на точность или точное значение.
7) "Одно лишь только худо: зубов у белки нет!" - отрицательная частица "не", которая выражает отрицание или отрицательное значение. "Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, к тебе я стану прилетать." - усилительная частица "только", которая выражает ограничение или исключительность.
8) "С тобой одни неприятности." - отрицательная частица "не", которая выражает отрицание или отрицательное значение. "Я взял одни ножницы." - исключительное местоимение "одни", которое выражает ограничение или исключительность.
9) "И пускай мы только дети, нам расти ещё, расти!" - отрицательная частица "не", которая выражает отрицание или отрицательное значение. "Не пускай собаку в дом." - запретное наречие "не", которое указывает на запрет или негативное значение.

№4. Фразеологизмы с использованием частиц "не" и "ни" и их значение:

1) "Комар носу не подточит." - Фразеологизм с отрицательной частицей "не", который означает, что комар не причинит никакого вреда и беспокойства.
2) "Не свет, не заря." - Фразеологизм с отрицательной частицей "не", который означает, что не наступило ещё ниутра.
3) "Не рыба, не мясо." - Фразеологизм с отрицательной частицей "не", который означает, что предмет или явление не являются чёткими или определёнными.
4) "Не спускать глаз." - Фразеологизм с отрицательной частицей "не", который означает, что не смотреть вниз или не отводить глаза.
5) "Палец в рот не клади." - Фразеологизм с отрицательной частицей "не", который означает, что не следует удивляться или не открывать рот от удивления.
6) "Не слуху не духу." - Фразеологизм с отрицательными частицами "не", который означает, что никто не знает и не слышал о чём-либо.
7) "Неопочатый край." - Фразеологизм с отрицательной частицей "не", который означает неразвитость или отсутствие цивилизации.
8) "Палец о палец не ударит." - Фразеологизм с отрицательной частицей "не", который означает, что никакой конфликт или ссора не произойдёт.
9) "Не то, не сё." - Фразеологизм с отрицательными частицами "не", который означает, что ни одно из возможных вариантов не подходит.

Пример предложения с фразеологизмом: "Комар носу не подточит, так что не стоит беспокоиться о них."

№5. Завершение предложений:

1) Что бы ни случилось, я буду поддерживать тебя.
2) Чтобы не случилось, всегда будь настороже.
3) Ни один человек не может жить без сна.
4) Не один человек не остался без внимания на нашем концерте.
5) Ни разу не было такого, чтобы он опоздал на встречу.
6) Не раз доказывалась эта теория.

№6. Пословицы:

1. Сколько бы собака не лаяла, гора от этого не рухнет.
2. Сколько бы лепёшка не дулась, выше пирога не будет.
3. Если хочешь собирать мёд, не опрокидывай улей.

Смысл пословицы "Сколько бы собака не лаяла, гора от этого не рухнет": Не стоит обращать внимание на несуществ
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык