(1)Язык танца, язык запахов, язык движения – это далеко не все общения, не все языки, на которых разговаривают животные и насекомые. (2)Когда-то учёные заспорили между собой, различают ли цвета комары? (3)Чтобы понять это, взяли куб и окрасили его в разные цвета, положили куб в комариное место и стали наблюдать. (4)И вот увидели, что на один цвет село очень много комаров, на другой – меньше, а на какой-то из цветов насекомые совсем не сели. (5)Люди сделали из этого практический вывод: одежду тех, кто работал в комариных местах, стали красить в цвет, который не привлекал комаров. (6)Однако комары ведь тоже различают цвета не так: цвет служит для них самым общения. (7)Краски животным узнавать друзей и врагов. (8)У трясогузки концы двух крайних перьев хвоста белые, но это можно заметить лишь тогда, когда птичка хочет что-то поведать своим собратьям. (9)Для этого она распускает хвостик веером, и пятна становятся видны. (10)Скоро около этой трясогузки появляется другая. (11)Очень похожий сигнал и у пятнистых оленей: сзади у них есть довольно большое белое пятно – «зеркало». (12)Пятнистый олень умеет прятаться в кустах, между деревьями – это его защита, а в случае опасности он убегает. (13)Маленькому олешке трудно разглядеть маму в густом кустарнике, особенно если мама уже отбежала на несколько шагов. (14)И вот, чтобы оленёнок не потерялся, у мамы есть «зеркало». (15)«Зеркало» это хорошо видно среди зелени, и оно словно говорит оленёнку: «Я тут, беги сюда!» (16)Но если мама опустит свой короткий хвостик, покрытый изнутри белой шерстью, это означает: «Стой! Не двигайся!» (По Ю. Дмитриеву)
1. Определите и запишите основную мысль текста.
ответ.
2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
ответ.
3. Какой цветовой сигнал существует у пятнистых оленей?
ответ.
4. Определите и запишите лексическое значение слова «распускать» («распускает») из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
ответ. Распускать –
5. Определите стилистическую окраску слова «поведать» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
ответ. Поведать –
6. Объясните и запишите значение фразеологизма находить общий язык. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
ответ. Находить общий язык и 50 рублей могу дать
(2) План текста:
- Введение о разных видах общения у животных и насекомых.
- Рассмотрение эксперимента с комарами и различением цветов.
- Практическое применение этого знания, краска одежды для работы в комариных местах.
- Примеры с птичкой трясогузкой и пятнистыми оленями, которые используют цветовые сигналы для общения.
- Заключение об уникальности языка цвета для животных.
(3) У пятнистых оленей существует цветовой сигнал в виде «зеркала». Задней частью тела оленя, называемой "зеркалом", является большое белое пятно. Это пятно видно хорошо среди зелени и служит сигналом для олененка, чтобы он бежал к маме.
(4) Лексическое значение слова «распускать» («распускает») в предложении 9 означает раздвигать или развертывать что-то. Пример предложения с другим значением данного слова: Весенние цветы распускают свои лепестки, раскрытые на солнце.
(5) Стилистическая окраска слова «поведать» из предложения 8 подразумевает его официальность и формальность, так как идет речь об информации, которую птичка трясогузка передает своим собратьям. Синоним к слову "поведать" - "сообщить".
(6) Фразеологизм "находить общий язык" означает установление взаимопонимания, нахождение сходной точки зрения или понимания между двумя или более людьми. Ситуация, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма: два человека из разных стран встречаются в путешествии и, не говоря на общем языке, применяют жесты, мимику и другие способы коммуникации, чтобы договориться и понять друг друга. Например: "Путешествуя по Азии, мы смогли наладить общий язык с местными жителями, используя жесты и улыбки".