1: выпишите из текста и.тургенева примеры эпитетов, олицетворений, сравнений, метафор (3-4 примера на каждое средство выразительности).
погода была прекрасная, ещё прекраснее, чем прежде; но жара всё не унималась. по ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта- белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. их узорчатые края, пушистые и лёгкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением: они таяли, эти облака, и от них не падало тени.
мы долго бродили с касьяном по сечкам. молодые отпрыски, ещё не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни; круглые губчатые наросты с серыми каймами, те самые наросты, из которых вываривают трут, лепились к этим пням; земляника пускала по ним свои розовые усики; грибы тут же тесно сидели семьями.
ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной горячим солнцем; всюду рябило в глазах от резкого металлического сверкания молодых, красноватых листьев на деревцах; всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороху, золотые чашечки куриной слепоты, наполовину лиловые, наполовину желтые цветы ивана-да-марьи; кое-где, возле заброшенных дорожек, на которых следы колёс обозначались полосами красной мелкой травки, возвышались кучки дров, потемневших от ветра и дождя, сложенные саженями; слабая тень падала от них косыми четвероугольниками,- другой тени не было нигде.
лёгкий ветерок то просыпался, то утихал: подует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется,- всё весело зашумит, закивает и задвижется кругом, грациозно закачаются гибкие концы папоротников,- обрадуешься ему… но вот уж он опять замер, и всё опять стихло.
одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные,- и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук. он идёт к неотступному жару полудня; он словно рождён им, словно вызван им из раскалённой земли.
2:
1.укажите предложение , в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (болдырев в.)
2) лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (автократов н.)
3) круглые сутки над тундрой светило солнце. большое, рыжее, лохматое. (савин в.)
4) пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (автократов н.)
2.укажите предложение , в котором средством выразительности речи является метафора.
1) через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (савин в.)
2) слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (автократов н.)
3) справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (автократов н.)
4) на воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
3.укажите предложение , в котором средством выразительности речи является метафора.
1) исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (тендряков в.)
2) жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (слепухин ю.)
3) у самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (мартьянов с.)
4) тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (рысс
4.укажите предложение , в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (куликов а.)
2) до самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (логвиненко и.)
3) в море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (лебеденко п.)
4) точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (болдырев в.)
5. укажите предложение , в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1. в первом батальоне нашего полка был знаменитый связист.
2. когда он прочитал «попрыгунью» чехова, он долго не мог прийти в себя.
3. он лежал на плащ-палатке. бледный, потерявший свой девичий румянец.
4. не думаю, что хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговоренного, а лешка любил ясность.
1. Погода была прекрасная - эпитет "прекрасная" используется для описания погоды.
2. Едва-едва неслись высокие и редкие облака - эпитеты "высокие" и "редкие" описывают характеристики облаков.
Примеры олицетворений:
1. Жара всё не унималась - жара наделена человеческим качеством "униматься", олицетворяя силу жары.
2. Облака таяли - облака обладают возможностью "таять", как будто они живые.
Примеры сравнений:
1. Плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса - облака сравниваются с опустившимися парусами по форме и размерам.
2. Молодые отпрыски, ещё не успевшие вытянуться выше аршина - отпрыски сравниваются с высотой аршина, чтобы показать их маленький размер.
Примеры метафор:
1. Голубые гроздья журавлиного гороху - гроздья сравниваются с горохом, чтобы описать их форму и цвет.
2. Случать кучки дров - кучки дров сравниваются с кучами, чтобы описать их форму и структуру.
Ответ на второй вопрос:
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Ответ: 1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Ответ: 4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Ответ: 2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Ответ: 3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Ответ: 2. Когда он прочитал «попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя.