1) Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. 2) То же происходит и с языком. 3) Он изменяется. 4) Но мы не чувствуем, как это происходит.
5) Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. 6) И это не может не пугать. 7) Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику,что нам даже хотелось бы имет новый язык. 8) Когда-то говорили "отмежеваться", теперь - "дистанцироваться", нам надоело выражение "сойти с ума" - мы говорим "крыша поехала". 9) Или разонравилось слово "встреча", стали говорить "тусовка".
10) Русский язык, по словам А.С.Пушкина, "переимчив и общежителен", он легко принмает иностранные слова, если они нужны. 11) И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. 12) А мера утеряна. 13) В нашей речи возникают "сэндвичи", "ленчи", "дисплеи". 14) Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть 20 слов в неделю.
15) Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. 16) Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: "разборка", "халява". 17) Многие печатные органы используют "непечатные" слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.
18) В Думе несколько лет обсуждался "Закон о русском языке". 19)Закон, конечно же, нужен. 20) Но если серьезно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. 21) Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. 22) Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отншении языка. 23) Были уже такие тщетные попытки.
24) В своё время, в 19 и в 20 веке, образцовый язык давала художественная литература. 25) Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. 26) Сейчас, конечно, не художественая литература формирует наш языковой вкус. 27) Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. 28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. 29) А современным дикторам нравится американская интонация. 30) И молодёжь начинает им подражать. 31) Бывает, ведущий бог знает то, что и как говорит, а людям нравится. 32) Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.
33) Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться - язык в этом виноват ии что-то другое. 34) Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. 35) Он при к потребностям общества. 36) Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдет в эту сторону, будет давать нам средства для этого. 37) Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. 38) За что его поносить? 39) Он отражает состояние общества. 40) Так что не язык надо сейчас исправлять.
( По В. Костомарову)
Задания.
1)стиль речи
2)тип речи
3)основная тема текста
4)идея текста
5)выпишите из текста 5 слов, в которых звуков больше, чем букв
6)выпишите из текста 5 слов, в которых букв больше, чем звуков
7)выпишите из текста слова(по три примера) по следующим видам орфограмм а) безударные гласные в корне,проверяемые ударением б) проверяемые согласные в корне в) слитное и раздельное написание НЕ,НИ с разными частями речи г) Н и НН в суффиксах и причастий д) дефисное написание наречий е) правописание личных окончаний глаголов ж)правописание приставок на з,с,пре, при з)непроизносимые согласные в корне слова
8) объяснить лексическое значение слов, встретившихся в текста ДИСТАНЦИРОВАТЬСЯ, ИНТОНАЦИЯ, УЧРЕДИТЬ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ, ТЩЕТНЫЙ
9)выпишите любые 5 слов(с пропущенными буквами)и объясните их правописание(кроме слов в 7 задании)
10) выпишите 1 предложение с пропущенными знаками препинания, графически объясните постановку знака

1970nata 1970nata    1   06.05.2020 10:55    219

Ответы
AnastasiaBA AnastasiaBA  11.01.2024 23:16
1) Стиль речи: текст имеет научно-публицистический стиль.
2) Тип речи: текст является образцом аргументативной речи.
3) Основная тема текста: изменение русского языка и его влияние на общество.
4) Идея текста: автор высказывается о необходимости осознания влияния общественных потребностей на развитие языка и несостоятельности мер по надзору и контролю за ним.
5) Слова с звуками большими, чем буквами: "Думе", "образцовый", "оправдать", "художественная", "индустриальной".
6) Слова с буквами большими, чем звуками: "язык", "событья", "точки", "печатные", "посещая".
7) Примеры слов по видам орфограмм:
а) безударные гласные в корне, проверяемые ударением: "меняться", "речи", "ускориться";
б) проверяемые согласные в корне: "разборка", "обсуждался", "печатные";
в) слитное и раздельное написание НЕ, НИ: "не может", "надо", "не чувствуем";
г) Н и НН в суффиксах и причастиях: "наказания", "наказана", "подчиняться";
д) дефисное написание наречий: "не успокаивались", "не силуется", "не помоглись";
е) правописание личных окончаний глаголов: "потребовалось", "формирует", "даст";
ж) правописание приставок на з, с, пре, при: "убежать", "соответствовать", "отмежеваться";
з) непроизносимые согласные в корне слова: "может", "говорят", "принмает".
8) Объяснение лексического значения слов:
- ДИСТАНЦИРОВАТЬСЯ: отдаляться, отвергать связь, переставать подчиняться;
- ИНТОНАЦИЯ: способ выражения смысла в речи через изменение высоты, громкости и тембра голоса;
- УЧРЕДИТЬ: основать, установить, начать действовать;
- АДМИНИСТРАТИВНЫЙ: относящийся к администрации, управлению;
- ТЩЕТНЫЙ: бесполезный, неуспешный, безрезультатный.
9) Примеры слов с пропущенными буквами и объяснением их правописания:
- Тщетн_й (тщетный): омонимичное прилагательное, происходящее от существительного "тщета".
- Пр_опущенный (пропущенный): образовано от глагола "пропустить" с помощью приставки "про-".
- Телевидень_ (телевидение): омонимичное существительное, происходящее от глагола "видеть".
- Безударн_е (безударное): образовано с помощью суффикса "ое" от глагола "ударить" с отрицательной приставкой "без-".
- Непременн_ (непременный): образовано от глагола "преминуть" с помощью отрицательной приставки "не-".
10) Предложение с пропущенными знаками препинания: "В нашей речи возникают сэндвичи ленчи дисплеи". Знаки препинания будут следующими: "В нашей речи возникают сэндвичи, ленчи, дисплеи." Знаки запятых помещены после каждого слова для обозначения их раздельного значения и перечисления.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык