1. Восстановите недостающее в определении понятия.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий…
Словосочетание - это …
…- предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, легко восстанавливающийся из контекста или по ситуации.
2. Определите вид связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Выполнить долг, прыгать с трамплина, кабинет директора, белый от снега, пятый справа, совершенно секретно, вдали от дороги, красивый вид, звездное небо, желтые цветы.
3. Найдите лишний термин. Объясните свой выбор.
Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, тире.
4. Сопоставьте предложения. Определите их вид (тип) и значение.
Сладко спится на утренней заре. – Сладко сплю на утренней заре.
5. Подчеркните подлежащие в следующих предложениях. Чем они выражены?
А) Сытый голодного не разумеет.
Б) Отец и два родные брата за честь и вольность там легли.
6. Продолжите следующие предложения. Определите вид придаточных. Составьте схемы.
а) Он вспомнил, где…
б) Мы побывали там, где…
в) В городе находится музей, где…
7. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, определите вид сложных предложений. Составьте схемы.
1) Нёс я эти тетрадки за собою всюду, и не раз они выручали меня.
2) Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря.
3) Я не пошёл в кино, так как мама не дала мне денег на билет.
- Синтаксис – раздел языкознания, изучающий строение и взаимосвязь слов в предложении и фразе.
- Словосочетание - это сочетание двух или более слов, стоящих вместе, но не образующих самостоятельного предложения.
- Эллиптические предложения - предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, легко восстанавливающийся из контекста или по ситуации.
2. Определение вида связи в словосочетаниях:
- Выполнить долг - управление, так как "долг" является прямым дополнением к глаголу "выполнить".
- Прыгать с трамплина - примыкание, так как словосочетание "с трамплина" является неотъемлемым дополнением к глаголу "прыгать".
- Кабинет директора - примыкание, так как словосочетание "директора" является неотъемлемым определением к слову "кабинет".
- Белый от снега - примыкание, так как словосочетание "от снега" является неотъемлемым определением к слову "белый".
- Пятый справа - примыкание, так как словосочетание "справа" является неотъемлемым определением к числительному "пятый".
- Совершенно секретно - примыкание, так как словосочетание "секретно" является неотъемлемым определением к слову "совершенно".
- Вдали от дороги - примыкание, так как словосочетание "от дороги" является неотъемлемым определением к слову "вдали".
- Красивый вид - примыкание, так как словосочетание "вид" является неотъемлемым определением к прилагательному "красивый".
- Звездное небо - примыкание, так как словосочетание "небо" является неотъемлемым определением к прилагательному "звездное".
- Желтые цветы - примыкание, так как словосочетание "цветы" является неотъемлемым определением к прилагательному "желтые".
3. Выделение лишнего термина:
- Тире - выбираем тире как лишний термин, так как он не относится к грамматическим категориям предложения, в то время как подлежащее, обстоятельство и сказуемое являются важными компонентами предложения.
4. Сопоставление предложений, определение вида и значения:
- Первое предложение является сложносочиненным предложением, где второе предложение выступает как часть перечисления.
- Второе предложение является сложносочиненным предложением, где подлежащее в первом предложении выражено глагольной формой множественного числа, а второе предложение выступает как разделительное дополнение.
- Третье предложение является сложноподчиненным предложением, где придаточное предложение выступает как определительное по отношению к слову "музей".
5. Подчеркивание подлежащих в предложениях:
- А) Сытый голодного не разумеет. Подлежащее "Сытый" выражено прилагательным.
- Б) Отец и два родные брата за честь и вольность там легли. Подлежащее "Отец и два родные брата" выражено существительным во множественном числе.
6. Продолжение предложений и определение видов придаточных:
- а) Он вспомнил, где… Вопрос "где?" дает понять, что здесь выражено придаточное места.
- б) Мы побывали там, где… Вопрос "где?" дает понять, что здесь выражено придаточное места.
- в) В городе находится музей, где… Вопрос "где?" дает понять, что здесь выражено придаточное места.
7. Составление схем сложных предложений и определение вида:
1) Нёс я эти тетрадки за собою всюду, и не раз они выручали меня.
- Простое предложение
- Сложносочиненное предложение
2) Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря.
- Простое предложение
- Сложноподчиненное предложение
3) Я не пошёл в кино, так как мама не дала мне денег на билет.
- Простое предложение
- Сложноподчиненное предложение