1) Вдруг за моей спиной раздаётся звонкое и в застоявшейся тишине почти пронзительное попискивание. 2) Оказывается, в этом безмолвном мире, кроме меня, есть ещё одно живое существо! 3) Я оборачиваюсь и вижу маленький жёлто-зелёный комочек перьев с двумя живыми бусинками глаз. 4) В каких-нибудь трёх-четырёх шагах птичка перепархивает с места на место(1) оставляя в снегу(2) лёгкие лунки. 5) Много я видел разных птиц – невзрачных и экзотически пышных, но ни одна из них никогда не казалась мне столь прекрасной, как эта пичуга. 6) У неё ярко-жёлтое брюшко с тёмным галстуком-полоской от шеи до самого подхвостья, жёлто-зелёный кургузый пиджачишко, зелёная с отливом шапочка и белые щёки, над которыми весело поблёскивают тёмные точечки проворных глаз.
7) Отложив в сторону(3) меховую рукавицу(4) я достаю коробку с приманкой(5) и жертвую синице двух личинок жука-короеда. 8) Не отрывая от них глаз-бусинок(6) синица прыгает вокруг, но не решается схватить лакомство.
9) Не бойся же, дурёшка! 10) Я ведь тебя не трону! 11) Как представитель человечества, я благодарен тебе! 12) Я помню, что шестьсот пятьдесят лет тому назад король Людовик Баварский издал приказ: «Тяжкий штраф ждёт того, кто поймает синицу, усердного ловца насекомых».
13) Синица опустилась на рукавицу, схватила червяка(7) и (8) держа его в клюве(9) полетела к острову. 14) Через минуту она вернулась, взяла ещё одного короеда(10) и, не взлетая с рукавицы, проглотила его.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
17. В каком предложении содержится информация, которая доказывает, что птица перестала бояться человека? Напишите номер этого предложения.
18. Значение какого слова из текса определено НЕВЕРНО?
1) пронзительный (предложение 1) – тихий
2) лунки (предложение 4) – ямки
3) невзрачный (предложение 5) – некрасивый, непривлекательный
4) кургузый (предложение 6) – короткий, тесный
19. Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером из текста?
1) эпитет (усердный ловец)
2) слова разговорного стиля (пичуга)
3) слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (дурёшка)
4) метафора (полетела к острову)
20. Каким образовано слово приманка (предложение 7)?
21. Выпишите из предложения 4 словосочетание с зависимым словом деепричастием.
22. Из предложений 8-11 выпишите пример, иллюстрирующий следующее правило: «Не с деепричастием пишется раздельно».
23. Среди предложений 9-13 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
24. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое связанно с предыдущим при личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
25. Из предложений 3-4 выпишите неопределённое местоимение.
Поставьте знаки препинания на месте (1-10), если нужно.
18. Значение слова "кургузый" (предложение 6) определено неверно. В данном контексте это слово описывает пиджачишко птицы, поэтому его значение - пернатый, пушистый, объемный. Короткий и тесный оно не означает.
19. Средство выразительности, которое неверно проиллюстрировано примером из текста, это слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (дурёшка). В тексте это слово используется как приветливый и ласковый обращение к синице.
20. Слово "приманка" (предложение 7) образовано с помощью суффикса -ка от слова "приманить", что значит привлечь, соблазнить.
21. В предложении 4 словосочетание с зависимым словом деепричастием: "перепархивает с места на место".
22. Пример, иллюстрирующий правило "Не с деепричастием пишется раздельно" содержится в предложении 11: "Как представитель человечества, я благодарен тебе!".
23. Предложение с деепричастным оборотом находится в предложении 9: "Не бойся же, дурёшка!"
24. Предложение, связанное с предыдущим при личном местоимении, находится в предложении 3: "Я оборачиваюсь и вижу маленький жёлто-зелёный комочек перьев с двумя живыми бусинками глаз." Предложение 3 продолжает рассказ о том, что происходит после оборачивания говорящего.
25. Неопределенное местоимение из предложений 3-4 это "много".