1.В каком предложении не должно быть обособления? (Знаки препинания не расставлены)
а) А я-то наивный поверил тебе!
б) Над нами возвышались горы скалистые неприступные.
в) Кое-где в лесу оставалась не оттаявшая от снега земля.
г) Осторожные звери тигры резко обнаруживают себя.
ответ
2. В каком предложении не пишется раздельно?
а) Стояла жара, (не)обычная для этих мест.
б) Появился хозяин, заспанный и (не)бритый.
в) (Не)приученные к самостоятельной работе дети с трудом осваивают школьный курс.
г) Раньше эта болезнь считалась совершенно (не)излечимой.
ответ
3. В каком случае пишется нн?
Озеро было прямо за лугом, засея(1)ым клевером. Но ходить по некоше(2)ым лугам нам было запреще(3)о, а протопта(4)ой тропинки поблизости не было.
а) 1,4
б) 1
в) 3,4
г) 2,3
ответ
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Молчалин – совершенно молодой человек, но по убеждениям принадлежит к поколению Фамусова.
б) Молчалин, совсем ещё молодой человек, по своим убеждениям принадлежит к поколению Фамусова.
в) Молчалин, хотя и молодой, по своим убеждениям принадлежит к поколению Фамусова.
г) Молчалин, хотя совсем ещё молодой человек, но по своим убеждениям принадлежащий к поколению Фамусова.
ответ
5. Чем осложнено предложение?
Горячее дыхание солнца, охраняющее эти места от холода, умеряется могучей влагой, обильными дождями.
а) обособленным определением и однородными членами
б) обращением и обособленными определениями
в) вводными словами и однородными членами
г) обособленными определениями
ответ
6. Укажите, на месте каких цифр необходимо поставить запятые.
В числе книг (1) посвящённых эпохе Петра (2) в библиотеке Пушкина сохранился (3) изданный в 1808 году (4) сборник исторических анекдотов.
а) 1,2
б) 1, 2, 3,4
в) 2, 4
г) 3,4
ответ
7.Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а) Пёс этот по имени Барбос, был очень любопытным.
б) Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.
в) К нам зашла соседка, студентка филологического факультета.
г) Высокий, широкоплечий, он обладал атлетическим сложением.
ответ
8. Какова причина обособления второстепенного члена?
Сам человек работающий, он не выносил лени во всех её видах.
а) обособленное приложение, относится к личному местоимению;
б) обособленный уточняющий член предложения;
в) причастный оборот стоит после определяемого слова;
г) обособленное приложение, относится к собственному имени существительному.
ответ
9.На месте каких цифр должны стоять запятые?
Далеко впереди (1) в тёмной низменности (2) рассыпаны красные и белые огни (3) стоит розовое зарево города.
а) 1,2;
б) 2,3;
в)1,2,3;
г) 1,3.
ответ
- а) "А я-то наивный поверил тебе!" В данном предложении обособлено слово "А" и знак "-то" для выделения внимания к слову "я".
- б) "Над нами возвышались горы скалистые неприступные." В данном предложении нет элементов, которые обычно обособляются.
- в) "Кое-где в лесу оставалась не оттаявшая от снега земля." В предложении обособлено слово "кое-где" для указания на неопределенное место.
- г) "Осторожные звери тигры резко обнаруживают себя." В данном предложении нет элементов, которые обычно обособляются.
Ответ: в предложении (б) не должно быть обособления.
2. В этом задании нужно определить, в каком предложении слова пишутся раздельно. Раздельное написание означает, что слова пишутся отдельно и не объединяются в одно слово. Давайте рассмотрим каждое предложение:
- а) "Стояла жара, (не)обычная для этих мест." В данном предложении слово "необычная" пишется через дефис, что означает, что оно записывается вместе и не является разделенным.
- б) "Появился хозяин, заспанный и (не)бритый." В данном предложении слово "небритый" пишется через дефис, что означает, что оно записывается вместе и не является разделенным.
- в) "(Не)приученные к самостоятельной работе дети с трудом осваивают школьный курс." В данном предложении слово "неприученные" пишется через дефис, что означает, что оно записывается вместе и не является разделенным.
- г) "Раньше эта болезнь считалась совершенно (не)излечимой." В данном предложении слово "неизлечимой" пишется через дефис, что означает, что оно записывается вместе и не является разделенным.
Ответ: в предложении (г) слово "неизлечимой" должно писаться раздельно, то есть как "не излечимой".
3. В данном задании нужно определить, в каком случае пишется "нн". Для этого нужно обратить внимание на правила написания окончаний после корней:
- Если корень оканчивается на одну согласную, то после корня пишется "нн".
- Если корень оканчивается на две согласные (кроме "ж", "ч", "ш", "щ" и "б"), то после корня пишется только одна "н".
- Если корень оканчивается на согласную "ж", "ч", "ш", "щ" или "б", то после корня не пишется "н".
Давайте рассмотрим каждое слово:
- "засея(1)ым" - здесь корень "засея", который оканчивается на "я", поэтому после него пишется "нн".
- "некоше(2)ым" - здесь корень "некоше", который оканчивается на "е", поэтому после него пишется только одна "н".
- "запреще(3)о" - здесь корень "запреще", который оканчивается на "е", поэтому после него пишется только одна "н".
- "протопта(4)ой" - здесь корень "протопта", который оканчивается на "та", поэтому после него пишется "нн".
Ответ: в случае (1) и (4) необходимо писать "нн".
4. В данном задании нужно найти предложение с грамматической ошибкой. Давайте рассмотрим каждое предложение:
- а) "Молчалин – совершенно молодой человек, но по убеждениям принадлежит к поколению Фамусова." В данном предложении нет грамматических ошибок.
- б) "Молчалин, совсем ещё молодой человек, по своим убеждениям принадлежит к поколению Фамусова." В данном предложении нет грамматических ошибок.
- в) "Молчалин, хотя и молодой, по своим убеждениям принадлежит к поколению Фамусова." В данном предложении нет грамматических ошибок.
- г) "Молчалин, хотя совсем ещё молодой человек, но по своим убеждениям принадлежащий к поколению Фамусова." В данном предложении грамматическая ошибка заключается в неправильном использовании глагола "принадлежить". В этом предложении нужно использовать форму глагола "принадлежит", так как субъект "Молчалин" одушевлен и соответствующий глагол должен быть согласован с ним.
Ответ: предложение (г) содержит грамматическую ошибку.
5. В этом задании нужно определить, чем осложнено предложение. Для этого нужно знать, что является обособленными определениями и однородными членами. Обособленное определение – это определение, которое выделяется знаками препинания и может быть убрано из предложения без потери его основного смысла. Однородные члены – это слова, фразы или предложения, выполняющие одну и ту же грамматическую функцию в предложении и имеющие одинаковую часть речи. Давайте рассмотрим предложение:
- "Горячее дыхание солнца, охраняющее эти места от холода, умеряется могучей влагой, обильными дождями." В данном предложении есть два обособленных определения: "охраняющее эти места от холода" и "обильными дождями". Также в предложении есть однородные члены — "горячее дыхание солнца" и "могучей влагой".
Ответ: предложение осложнено обособленными определениями и однородными членами.
6. В данном задании нужно определить, на каких местах необходимо поставить запятые. Для этого нужно знать правила использования запятых при перечислении слов или фраз. Давайте рассмотрим каждое предложение:
- "В числе книг (1) посвящённых эпохе Петра (2) в библиотеке Пушкина сохранился (3) изданный в 1808 году (4) сборник исторических анекдотов." В данном предложении запятые необходимы после каждого перечисления: после "посвящённых эпохе Петра" (1), после "в библиотеке Пушкина сохранился" (2), после "изданный в 1808 году" (3).
Ответ: необходимо поставить запятые на местах (1), (2), (3) и (4).
7. В данном задании нужно найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Давайте рассмотрим каждое предложение:
- а) "Пёс этот по имени Барбос, был очень любопытным." В данном предложении нет пунктуационных ошибок.
- б) "Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться." В данном предложении нет пунктуационных ошибок.
- в) "К нам зашла сос