1. В каких двух рядах все слова однокоренные? 1) Ложь, сложный, сложность, сложение;
2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;
3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;
4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.
2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным
1) Нашейник, подсвечник, подбородок;
2) сдувание, задушевность, обогреватель;
3) загривок, задымленность, запевала;
4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.
3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?
1) Роза розовый розовость порозоветь;
2) семья семейство семейственный семейственность;
3) роза розовый розарий;
4) разряд разрядник разрядница.
4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?
1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;
2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;
3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;
4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.
5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?
1) Выезжать : выезд = выходить : выход;
2) сад : садовник = ель : ельник;
3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;
4) грести : гребец = петь: певец.
6. Отметьте примеры детского словотворчества.
1) Грушонок – это росток груши.
2) Журчей, потому что он журчит.
3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.
4) Варюля – в ней варят суп.
7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.
8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.
Свежая вырубка, дом лесника.
Низко над домом летят облака.
Ветер лютует... Но в доме тепло.
Листья, как бабочки, бьются в стекло.
В новой кадушке капуста сопит.
Внуки уснули, и дедушка спит.
Спит и спокоен заботливый дед:
Дом он построил на тысячу лет.
9. Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник? Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.
В первом ряду все слова имеют общий корень "слож-", который обозначает понятие "трудной, сложной природы или состояния". Эти слова имеют различные словообразовательные элементы (суффиксы, приставки), но общий корень связывает их, делая их однокоренными.
Во втором ряду слова не имеют общего корня, поэтому они не являются однокоренными.
В третьем ряду все слова имеют общий корень "говор-", который обозначает понятие "речи, разговора". Это связывает слова и делает их однокоренными.
В четвертом ряду также все слова имеют общий корень "бедн-", который обозначает понятие "небогатый, нуждающийся". Это связывает слова и делает их однокоренными.
Таким образом, в первом и третьем рядах все слова являются однокоренными.
2. Приставочно-суффиксальными считаются слова, которые образованы при помощи приставки (перед основой) и суффикса (после основы).
В первом ряду все слова образованы только с помощью суффиксов, поэтому они не являются приставочно-суффиксальными.
Во втором ряду все слова имеют приставку "под-" перед основой, а также суффиксы, образующие сложные слова. Таким образом, все слова в этом ряду являются приставочно-суффиксальными.
В третьем ряду слова имеют только суффиксы, поэтому они также не являются приставочно-суффиксальными.
В четвертом ряду слова образованы только с помощью приставок-суффиксов, поэтому они тоже не являются приставочно-суффиксальными.
Таким образом, только во втором ряду все слова образованы приставочно-суффиксально.
3. В данном вопросе нам нужно определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность. Словообразовательная цепочка — это последовательность слов, которые образованы от одной и той же основы при помощи суффиксов, приставок или других словообразовательных морфем.
В первой цепочке слово "порозоветь" является нарушителем последовательности, так как оно образовано не от слова "роза", а от слова "порозоветь". Все остальные слова в этой цепочке связаны общим корнем "роз-" и образованы при помощи суффиксов и приставок.
Во второй цепочке слово "семейственный" является нарушителем последовательности, так как оно образовано от слова "семейство", а все остальные слова в цепочке образованы от слова "семья".
В третьей цепочке слово "розарий" не является нарушителем последовательности, так как оно связано с основой "роз-" и образовано при помощи суффикса "-арий". Все слова в этой цепочке связаны общим корнем "роз-" и образованы при помощи суффиксов и приставок.
В четвертой цепочке слово "разрядник" является нарушителем последовательности, так как оно образовано от слова "разряд", а все остальные слова в цепочке образованы от слова "разряд".
Таким образом, в первой и второй цепочках нарушена последовательность.
4. В данном вопросе нам нужно определить, в каком ряду все существительные образованы только словосложением. Словосложение — это способ образования нового слова путем соединения двух или более самостоятельных слов.
В первом ряду слова образованы словосложением, примеры таких слов: "платье-костюм", "кофемолка", "самолет".
Во втором ряду слова образованы отдельными словами, а не словосложением, поэтому они не подходят под условие.
В третьем ряду слово "паровоз" образовано отдельными словами (пара + воз), а не словосложением, поэтому оно не подходит под условие. Остальные слова в этом ряду образованы словосложением, примеры: "плащ-палатка", "канатоходец".
В четвертом ряду слово "хлебопродукт" образовано отдельными словами, а не словосложением, поэтому оно не подходит под условие. Остальные слова в этом ряду образованы словосложением, примеры: "диван-кровать", "птицефабрика".
Таким образом, только в первом и третьем рядах все существительны