1. Установите соответствие:
А) передача слов двух и более лиц; 1- прямая речь;
В) передача чужой речи от лица говорящего,
а не того, кто ее произнес; 2- косвенная речь;
С) дословные выдержки из высказываний,
Произведений для подтверждения своей мысли; 3- диалог;
Д) точно воспроизведенная чужая речь. 4- цитата.
2. Укажите предложение с цитатой, оформленной как прямая речь.
А) Белинский писал о пушкинском стихе, который «благороден, изящно национально верен духу языка».
В) Стих Пушкина, как писал Белинский, «благороден верен духу языка».
С) Белинский писал, что «стих Пушкина благороден, изящно верен духу…»
Д) По словам Белинского, «стих Пушкина благороден, изящно верен духу…»
Е) Белинский писал: « Стих Пушкина благороден, изящно верен духу языка».
3. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П, - а, - п».
А) Эй добрый человек закричал ямщик Скажи не знаешь ли где дорога
В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица.
С) И хором бабушки твердят Как годы наши-то летят
Д) Его надо проучить подумала она и это будет ему наука.
Е) Послушай мужичок сказал я ему знаешь ли ты эту сторону
4. Найдите схему, соответствующую предложению Мне кажется сказал он что люди живут по-иному чем мы.
А) «П», - а. В) «П! –а.-П». С) «П?-а.-П» Д) «П,-а,-п» Е) А: «П».
5. Какой передачи использован в следующем тексте:
«Ты где живешь, мальчик?» - «Вон моя хата. Прямо у дороги».- «А родители дома?»- «Нет, но скоро будут».
А) диалог; В) монолог; С) прямая речь; Д) косвенная речь; Е) цитата.
6. Укажите пропущенные знаки препинания в предложении Я говорил вам воскликнул он что нынче будет погода
А) кавычки, запятая, запятая, кавычки, точка. Б) кавычки, запятая, запятая, кавычки, точка.
В) кавычки, запятая, тире, точка, восклицательный знак, кавычки;
С) кавычки, запятая, тире, запятая, тире, восклицательный знак, кавычки.
Д) кавычки, точка, кавычки, запятая, восклицательный знак.
Е) кавычки, восклицательный знак, тире, запятая, восклицательный знак, кавычки.
7. Установите соответствие предложений и схем.
А) Что же ты мне подаришь с Гриша у моря Хорошо бы большую раковину.
В) Дивился старый Тарас и говорил Не Остап, а добрый, добрый воин.
С) Погоди Серёженька отвечает она я занята
Д) Положи на место сказала мама, видевшая все в зеркале.
Е) Да ты этого не читал воскликнул он вдруг Ты не читал этого вовсе
1- «П, -а,-п». 2- «П! –а.- П!» 3- «П? –а.- П». 4- А: «П». 5- «П»,- а.
8. Укажите предложение с косвенной речью.
А) Говорит им князь тогда В добрый путь вам господа.
В) Я ей сказал Хочешь пойдем прогуляемся в саду.
С) Князь тихо на череп коня наступил и молвил Спи, друг одинокий.
Д) Смотритель объявил что лошади присланные из деревни ожидают его.
Е) Вдруг говорят мне Человек вас спрашивает.
9. Косвенный во передан в предложении:
А) Попробуем определить, так ли хорош этот комбайн в эксплуатации.
В) Морозка, перегнувшись через перила, смотрел на потоки бущующей воды.
С) Мы горячо доказываем, что предстоящая конференция станет судьбоносным явлением в истории страны.
Д) Мать обрадовалась встрече, всё целовала Машу и спрашивала, здорова ли она.
Е) Маратик подумал о том, как расстроятся его родители, узнав о его побеге.
10. Выберете предложение из предыдущего задания, в котором косвенную речь можно заменить прямой. Получившееся предложение запишите.
11. Абай – мудрость, совесть, душа казахского народа. (Мухтар Ауэзов) Оформите цитату несколькими возможными
В) передача чужой речи от лица говорящего,
а не того, кто ее произнес; 2- косвенная речь;
С) дословные выдержки из высказываний,
Произведений для подтверждения своей мысли; 3- диалог;
Д) точно воспроизведенная чужая речь. 4- цитата.
Пояснение: В задании мы должны соотнести разные способы передачи речи. Прямая речь используется, когда передаются слова говорящего в точном их виде. Косвенная речь используется, когда передается речь другого человека от лица говорящего. Диалог — это обмен репликами двух и более лиц. Цитата — это точное воспроизведение чужой речи.
2. Предложение с цитатой, оформленной как прямая речь:
Д) По словам Белинского, «стих Пушкина благороден, изящно верен духу…»
Пояснение: В данном предложении передается точное воспроизведение чужой речи в кавычках.
3. Предложение, соответствующее схеме "П, - а, - п":
С) И хором бабушки твердят "Как годы наши-то летят"
Пояснение: В данном предложении передается прямая речь (П), затем следует непрямая речь (а) и снова прямая речь (п).
4. Схема, соответствующая предложению "Мне кажется, сказал он, что люди живут по-иному, чем мы":
В) "П! –а.-П"
Пояснение: В данной схеме передается прямая речь (П), затем следует реплика говорящего (а) и снова прямая речь (П).
5. В данном тексте используется диалог.
Пояснение: В тексте передается обмен репликами между двумя или более лицами.
6. Пропущенные знаки препинания в предложении "Я говорил вам, воскликнул он, что нынче будет погода":
А) кавычки, запятая, запятая, кавычки, точка.
Пояснение: В данном предложении перед прямой речью и после реплики использованы кавычки, затем идет запятая перед вводным словом "воскликнул". Далее следуют запятая и точка в конце предложения.
7. Соответствие предложений и схем:
А) Что же ты мне подаришь? - сказал Гриша, - у моря Хорошо бы большую раковину.
5- "П",- а.
Пояснение: В данной схеме после прямой речи (П) идет реплика говорящего (а).
8. Предложение с косвенной речью:
Д) Смотритель объявил, что лошади присланные из деревни ожидают его.
Пояснение: В данном предложении передается речь говорящего, но не в его точном виде.
9. Косвенная речь передана в предложении:
Е) Маратик подумал о том, как расстроятся его родители, узнав о его побеге.
Пояснение: В данном предложении передается мысль говорящего, но не его точные слова.
10. Предложение из предыдущего задания, в котором косвенную речь можно заменить прямой:
Д) Смотритель объявил: "Лошади присланные из деревни ожидают меня."
Пояснение: В данном предложении можно передать речь смотрителя в прямой форме, не изменяя смысловую нагрузку предложения.
11. "Абай – мудрость, совесть, душа казахского народа." (Мухтар Ауэзов)
Пояснение: В данной цитате передается точно воспроизведенная речь Мухтара Ауэзова.