1) тихий тёплый вечер. (2) сейчас бы птицам петь, звенеть бы разноголосо по лесу, по лугам. (3) но птицы молчат. (4) и хотя они тут, хотя они не улетели на юг, песни свои берегут до весны. (5) не допел свою песню только зелёный кузнечик. (6) позже он петь начал, и вот теперь, в августе, его песня звучит от зари до зари. (7) соловьиные ночи были короткими, а у кузнечика ночи ой как длинны!
(8) темнеет быстро. (9) надо засветло добраться до стога. (10) иду и слушаю песню кузнечика. (11) ельники почернели и замерли. (12) туман стелется у самой травы по низинам. (13) ползёт из леса к дороге сладкий аромат прелой листвы и грибов. (14) поскрипывают в рюкзаке.пустая корзина. (15) поёт кузнечик.
(16) кажется, он поёт вон на той берёзке. (17) поравнялся с берёзкой её, а песня звенит впереди. (18) может быть, кузнечик в густом кусту вербы? (19) и вербу а песня опять впереди. (20) будто идёт музыкант сторонкой и играет для меня на неведомом инструменте, а я иду следом и слушаю длинную и немножко грустную мелодию.
(21) музыкант вывел меня на скошенные луга. (22) в сумерках все кусты кажутся копнами, а деревья — стогами. (23) и если бы стог не позвал меня ароматом душистого сена, я ушёл бы по ошибке к берёзе.
(24) в сено мне лезть не хочется. (25) устраиваюсь около стога. (26) ложусь, закрываю глаза и снова слушаю грустную музыку. (27) я начинаю понимать её. (28) мне, как и музыканту, тоже грустно. (29) грустно, оттого что уходит лето, оттого что на берёзках уже появились жёлтые листья. (30) и хотя сегодня по-летнему тепло, но уже осень,
(по а. зимину)
к каждому а1—а5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. номер правильного отпета обведите кружком.
а 1 в каком ряду правильно указан вид всех обстоятельств, входящих в состав второго (2) предложения текста?
1) времени, условия, места
2) времени, образа действия, места
3) образа действия, цели, места
4) времени, уступки, цели
а 2 в каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, которые имеют в своём составе обстоятельства места?
a. и хотя они тут, хотя они не улетели на юг, песни свои берегут до весны (предложение 4).
б. позже он петь начал, и вот теперь, в августе, его песня звучит от зари до зари (предложение 6).
b. поравнялся с берёзкой её, а песня звенит впереди (предложение 17).
г. в сено мне лезть не хочется (предложение 24).
1)абвг 2)абв 3)бвг 4) авг
а 3 каким членом предложения является слово берёзке (предложение 16)?
1) подлежащим 3) определением
2) дополнением 4) обстоятельством
а 4 в каком предложении определение выражено причастием?
1) тихий тёплый вечер (предложение 1).
2) поскрипывает в рюкзаке пустая корзина (предложение 14).
3) музыкант вывел меня на скошенные луга (предложение 21).
4) ложусь, закрываю глаза и снова слушаю грустную музыку (предложение 26).
а5 в каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в составе которых обстоятельство выражено наречием?
а. предложение 8 в. предложение 22
б. предложение 12 г. предложение 30
1)аб 2)бв 3)абг 4) аг
ответы па bl—в8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
в 1 в предложениях 1 - 4 найдите обстоятельство образа дей ствия. напишите это обстоятельство
ответ:
в 2 из предложений 8—14 выпишите определение, выраженное местоимением.
ответ: _
вз в предложениях 4—10 найдите обстоятельство, являющееся фразеологизмом. напишите этот фразеологизм.
ответ: .
в4 в предложениях 8—15 найдите прямое дополнение. напишите это дополнение.
ответ:
в5 в предложениях 21—28 найдите обстоятельство времени. напишите номер предложения, в состав которого входит это обстоятельство.
ответ: .
в6 какой частью речи выражены определения, входящие в состав предложений 26 — 30?
ответ:
в7 в предложениях 16 — 20 найдите определения. напишите, каким связаны эти определения с именами существительными.
ответ: .
в 8 из двадцатого (20) предложения выпишите косвенные дополнения.
ответ: _
часть 2
с 1
напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «прямое и косвенное дополнение».
при написании сочинения примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. объём сочинения должен составлять не менее 40 слов
1) Вопрос А1: в каком ряду правильно указан вид всех обстоятельств, входящих в состав второго предложения текста?
В данном случае, второе предложение текста имеет обстоятельства времени, образа действия и места. Правильный ответ - 2) времени, образа действия, места.
2) Вопрос А2: в каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, которые имеют в своём составе обстоятельства места?
Из всех предложений данного текста, только предложение 16 ("кажется, он поёт вон на той берёзке") имеет обстоятельство места. Правильный ответ - б) предложение 16.
3) Вопрос А3: каким членом предложения является слово "берёзке" (предложение 16)?
Слово "берёзке" в предложении 16 является обстоятельством места. Правильный ответ - 4) обстоятельством.
4) Вопрос А4: в каком предложении определение выражено причастием?
Из всех предложений данного текста, только предложение 14 ("поскрипывают в рюкзаке пустая корзина") имеет определение выраженное причастием "пустая". Правильный ответ - 2) предложение 14.
5) Вопрос А5: в каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в составе которых обстоятельство выражено наречием?
В тексте есть несколько предложений, в которых обстоятельство выражено наречием. Из вариантов ответов, только предложение 8 ("темнеет быстро") и предложение 30 ("хотя сегодня по-летнему тепло, но уже осень") имеют обстоятельство времени, выраженное наречием. Правильный ответ - 1) аб.
Далее, переходим к второй части задания, где нужно сделать некоторые аналитические выводы:
Вопрос В1: В предложениях 1-4 найдите обстоятельство образа действия. Ответ: нет обстоятельства образа действия в предложениях 1-4.
Вопрос В2: Из предложений 8-14 выпишите определение, выраженное местоимением. Ответ: в предложении 8 ("надо засветло добраться до стога") есть определение выраженное местоимением "до стога".
Вопрос В3: В предложениях 4-10 найдите обстоятельство, являющееся фразеологизмом. Ответ: нет обстоятельства, являющегося фразеологизмом, в предложениях 4-10.
Вопрос В4: В предложениях 8-15 найдите прямое дополнение. Ответ: в предложении 14 ("поскрипывают в рюкзаке пустая корзина") есть прямое дополнение "пустая корзина".
Вопрос В5: В предложениях 21-28 найдите обстоятельство времени. Ответ: нет обстоятельства времени в предложениях 21-28.
Вопрос В6: Какой частью речи выражены определения, входящие в состав предложений 26-30? Ответ: определения, входящие в состав предложений 26-30, выражены причастиями.
Вопрос В7: В предложениях 16-20 найдите определения. Ответ: определения, входящие в состав предложений 16-20, связаны с именами существительными при помощи прямого указания.
Вопрос В8: Из двадцатого предложения выпишите косвенные дополнения. Ответ: нет косвенных дополнений в двадцатом предложении.
Часть 2:
Вопрос С1: Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему "прямое и косвенное дополнение".
Ответ: Прямое и косвенное дополнение - это две важные грамматические конструкции в русском языке. Прямое дополнение указывает на объект, на который направлено действие, например в предложении "Я читаю книгу", "книгу" является прямым дополнением, так как указывает на объект чтения. Косвенное дополнение указывает на кому или чему направлено действие, например в предложении "Я отдал подарок другу", "другу" является косвенным дополнением, так как указывает на получателя действия — кому был отдан подарок. Оба дополнения могут быть выражены существительными, местоимениями, прилагательными или даже целыми предложениями. Понимание и умение использовать эти грамматические конструкции важно для правильного построения предложений и передачи смыс