1. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом лебедь Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий. 3. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий. 4. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Выпишите данное предложение, подчеркните грамматические основы. Составьте схему. Будут деньги ( ) поедем на всё лето к морю. 1) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение. 3) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение вывода. 4) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части. 5. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. 1) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение. 2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части. 3) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия. 4) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части. 6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Выпишите данное предложение, подчеркните грамматические основы. Составьте схему. С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям. 1) Первая часть БСП называет время совершения действия, о котором говорится во второй части. 2) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) Вторая часть дополняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2. В данном предложении двоеточие ставится для указания на следствие того, о чём говорится в первой части предложения. Вторая часть предложения "богослов уже успел подтибрить с воза целого карася" является следствием преогромного рыбьего хвоста, который торчит из кармана богослова.
3. В данном предложении тире ставится, чтобы вторая часть предложения "отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать" поясняла и раскрывала содержание первой части предложения "подрастут лебедята", указывая на последовательность действий и на то, что это происходит после того, как лебедята вырастут.
4. В данном предложении ставится тире. Первая часть бессоюзного сложного предложения "Будут деньги" является условием совершения действия, о котором говорится во второй части предложения "поедем на всё лето к морю". Присутствие тире указывает на то, что первая часть является условием для выполнения действия во второй части.
5. В данном предложении ставится двоеточие. Вторая часть предложения "у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука" раскрывает содержание первой части "Науку надо любить", указывая на то, что причина отсутствия силы, более мощной и победоносной, у людей, это отсутствие любви к науке.
6. В данном предложении двоеточие ставится, чтобы вторая часть предложения "ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям" дополнила и раскрыла содержание первой части "с первым лучом солнца он уже был на ногах", указывая на то, что после того, как он встал на ноги с первым лучом солнца, его ожидает долгий и трудный путь по Гималаям.