1 Среди однокоренных слов найдите глаголы. Докажите, что это глагол.
День отливает золотом и синью.
Синеет небо— вечности река.
Белеют в синем небе облака.
Прекрасен мир.
(М. Дудин)
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
2 Найдите глаголы, определите их вид.
Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней!
(Н.Языков)
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
3.Подберите синонимы к глаголам.
Выгнать-………………………………………………………………………………………..
Смотреть-………………………………………………………………………………………
Блестеть-……………………………………………………………………………………….
Говорить-……………………………………………………………………………………….
4 Перепишите предложения, образуя от глаголов, стоящих в скобках, повелительное
наклонение.
(Приготовить) заранее всё необходимое для опыта. (Прочитать) инструкцию,
(отмерить) и (отвесить) всё необходимое и (приступить) к делу. Не (плакать) из-за
пустяков. (Перемножить) эти цифры и (записать) результат в эту графу.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
5 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Хорошее железо (не) ржаве..т, хороший человек (не) забывае(тся-ться). Вместе
сходи(тся-ться)—рекой станови(тся-ться), врозь расходи(тся-ться)—ручейками
стать. В одиночку би(тся-ться) (не) годится. В умной беседе ума набра(тся-ться), в
глупой свой растерять. Чем больше книг ты будешь читать, тем больше слов
отложи(тся-ться) незаметно в твоей памяти.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
6 Поставьте вместо точек нужные буквы и знаки.
1
Что ты ржёш…,мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхива… гривой,
Не грызёш… своих удил?
2
Любиш… ката…ся, люби и саночки возить.
3
Семь раз отмер…, а раз отреж… .
4
Чем ты услекаеш…ся и интересуеш…ся.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………..
7 Раскройте скобки, вместо инфинитива выберете подходящую глагольную форму.
Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться)……………….. на воде. Дует ветер,
дождь (брызгать)……………….. в лицо. Наступила весна, текут ручьи, с крыш
(капать)…………………. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим,
(махать)…………………вслед уходящему поезду. Несколько дней волк (рыскать)……
……… по лесу, ищет добычу.
8 К каждому глаголу подберите пару с чередующимся звуком.
Берегу – бережёшь, запрягу-……………., могу-………….., стерегу……………….,
влеку-…………….., пеку-…………….., вязать ходить-…………………, хотеть-……………
9 Составьте связный рассказ по предложенному началу. В тексте, где возможно,
используйте глаголы на тся—ться.
Идёшь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. От морозной тишины в
самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это
только кажется………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
11 Составьте предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.
Запишите их.
Белила, дали, запевала, знать, жгут, стих ОЧЕНЬ НАДО,