1. Составьте схемы предложений с однородными членами, укажите, чем соединены однородные члены.
2. Выпишите из текста выразительные средства языка, используемые автором. Дайте им характеристику.
3. Найдите осложненные предложения. Укажите, чем они осложнены. Произведите их полный синтаксический анализ.
4. Есть ли в тексте односоставные предложения? Неполные предложения? Охарактеризуйте их.
5. Какова синтаксическая и стилистическая роль знаков препинания в диалоге?
Нестеренко говорил с веселой непринужденностью, будто и не выбирая
слов, но Давыдов сразу же почувствовал некий, прикрытый шутливостью намек
- и весь внутренне подобрался. "Знает что-нибудь про Лушку или закидывает
удочку наудачу?" - не без тревоги подумал он. Однако поддержал шутливый
тон разговора:
- Это если женщина собьется с пути или заплутается, то кричит:
"Ау-у-у!" А мужчина, настоящий мужчина, ищет дорогу молча, факт!
- А ты, видно, настоящий мужчина?
- А ты как думал, товарищ секретарь?
- А я думаю так: настоящие мужчины мне больше по душе, чем крикуны, и
если ты, Давыдов, ненароком собьешься с пути, то, не поднимая шума, шепни
мне на ухо. Как-нибудь я тебе выбраться на твердую дорогу.
Договорились?
- Благодарю на добром слове, - уже серьезно сказал Давыдов, а сам
подумал: "Вот чертов сын! Все пронюхал..." Чтобы не подчеркивать
серьезности своей последней фразы, добавил: - Удивительно добрый секретарь
у нас, прямо на редкость!
Нестеренко с ходу остановился, повернулся лицом к Давыдову и, сдвинув
на затылок свою роскошную кубанку, морща в улыбке нос, сказал:
- Потому и добрый, что смолоду сам не всегда по прямой дороге ходил...
Бывало идешь, идешь, как на параде шаг чеканишь, а потом и собьешься с
ноги, вильнешь черт его знает куда, одним словом - куда-нибудь в сторону,
ну и прешь по чертополоху, пока добрые люди опять молодого дурака на
дорогу не выведут. Понятно тебе, матросик, откуда у меня доброта
зародилась? Но я не ко всем, без разбора, добрый...
- Говорят, чти конь хоть и о четырех ногах, а спотыкается, - осторожно
вставил Давыдов.
Но Нестеренко холодно посмотрел на него:
- Если хороший конь споткнется раз-другой, ему можно но есть
такие кони, которые спотыкаются на каждом шагу. Как ты его ни учи, как с
ним ни бейся, а он подряд все кочки норовит пересчитать носом. Для чего же
такого одра и на конюшне держать? Долой его!
Давыдов, незаметно усмехаясь, молчал. До того прозрачно было
иносказание, что пояснений не требовалось... («Поднятая целина» М.А.Шолохов).
1. Составим схемы предложений с однородными членами предложений, расставим знаки препинания.
1) Конь ВЫТЯНУЛ голову и ЗАРЖАЛ. Схема: [-- О и О], где О - однородные сказуемые.
2) Филька РАЗЛОМИЛ буханку, ПОСОЛИЛ из солонки и ПРОТЯНУЛ лошади. Схема: [-- О, О и О], где О - однородные сказуемые.
3) Конь ЗАМОТАЛ головой, ПОДУМАЛ, а потом осторожно ВЫТЯНУЛ шею и ВЗЯЛ кусок из рук мальчика мягкими губами. Схема: [ -- О, О, а О и О], где О - однородные сказуемые.
4) СЪЕЛ один кусок, ОБНЮХАЛ Фильку и ВЗЯЛ второй кусок. Схема: [О, О и О], где О - однородные сказуемые.
5) Только старая сорока СИДИТ на раките и ТРЕЩИТ. Схема: [-- О и О], где О - однородные сказуемые.
2. Выпишите из данных предложений глаголы-сказуемое с проверяемой безударной гласной в корне.
глагол - проверочное слово
вытЯнул - вытягивать
разлОмил - разлом
посОлил - соль
протЯнул - протягивать
замОтал - замотка
сИдит - сидя
трЕщит - треск
Объяснение: