(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Черноволосый, взъерошенный, с рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза
постоянно искали добычу.
(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
(7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
– (9)Отведай, внучок, моего коржа.
(10)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (11)Корж таял
с неудержимой силой, и вскоре его не стало...
(12)Коля тяжело вздохнул. (13)А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
– (14)Отнеси этот корж деду, – сказала бабушка.
(15)Дед был очень старым и жил на пасеке. (16)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.
(17)Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. (18)Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19)Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. (20)Он пил эту сладковатую пчелиную воду.
(21)Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (22)До чего же он жадный, этот дед! (23)Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.
(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём, Коля чуть не по у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.
(27)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.
(28)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:
– (29)Дед велел Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (31)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32)Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.
(33)Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (34)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.
(37)Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... (38)Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с войны. (По Ю.Я. Яковлеву)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.
В1.Определите стиль текста. 1)официально-деловой 2) художественный 3) разговорный 4)научный
В2. Определите тип речи текста. 1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) повествование с рассуждением
В3. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на во Почему дед не стал есть корж?»
1) Дед был жадным и не захотел делиться с внуком.
2) Дед жил на пасеке, редко приходил домой, и ему нужно было запастись хлебом на будущее.
3) Дед решил сохранить нетронутым корж, чтобы внук потом мог его съесть.
4) Дед хотел сохранить корж как память о голодных военных годах.
В4. Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание гласной в корне зависит суффикса.
В5. Из предложений 15-17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах причастий –ЕНН-, -ЕН- после шипящих под ударением пишется Ё, без ударения – Е».
В6. Из предложений 5-7 выпишите частицу.
В7. Укажите деепричастие несовершенного вида.
1)молча (предложение 30) 2)стекала (предложение 19) 3)собрав (предложение 4) 4)опуская (предложение 18)
В8. Из предложения 2 выпишите слово, соответствующее характеристике: действительное причастие, несовершенный вид, настоящее время, множественное число, творительный падеж.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 38. ответ запишите цифрой.
В10. Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
В11. Среди предложений 13-20 найдите предложение с однородными членами, выраженными одиночными причастиями. Напишите номер этого предложения.
В12. Среди предложений 30-34 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В13. Укажите верное объяснение постановки запятой в предложении предложение, союз И связывает однородные члены предложения.
2)сложноподчинённое предложение, союз И связывает части.
3)сложносочинённое предложение, союз И связывает части.
В14. Среди предложений 12 – 15 найдите предложение, в котором изобразительно-выразительным средством является олицетворение. Напишите номер этого предложения.