1 Синтаксическая разминка.
Определите вид подчинительной связи. Выпишите из предложенных
вариантов словосочетания: 1группа (ряд) - именные, 2 группа (ряд) -
глагольные, 3 группа (ряд) - наречные, один ученик проводит орфографическую
работу на доске.
Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить
, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома,
с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать
подарок, обж..гающий жар.
2 Определительный диктант.
Определите смысловые отношения в словосочетаниях.
Шелковое платье, письмо отцу, гулять в лесу, по-летнему жарко, мой дом,
сидя на стуле, второй вагон.
3 Игра «Третий лишний»
Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова
связаны иным видом связи, чем в других.
1 на вершинах гор
2 карабкались по склону
3 тихо падают
1 разбросал листья
2 к дремучему лесу
3 брызги дождя
1 мохнатые облака
2 быстро несутся
3 в густую чащу
1 шуршат под ногами
2 тихо перешептываются
3 выехать утром
4 Составьте предложения «Ключевые слова»
Из предложенных ключевых слов вам нужно составить связанные по
смыслу предложения, которых объединяет одна идея. Сделайте синтаксический
разбор полученных предложений.
1 Душа, сердце, добрый , ближний. (Человек с доброй душой и
сердцем всегда ближнему)
2 Согревать, душа, мир, спокойствие, любовь. (Мир, спокойствие и
любовь согревают душу)
5 Работа по карточкам. (Разноуровневые задания)
1 задание. Выполните синтаксический разбор предложения.
Все проходит, да не все забывается. Я верю в добро. Мир разноязычен, но
все люди одинаково плачут и смеются.
2 задание. Выделите словосочетания из предложений.
Злой человек плачет от зависти, добрый – от радости. Моя печаль
постепенно ест сердце мое. Человеку даны доброта и слава. (злой человек,плачет от зависти, плачет от радости. Моя печаль, ест постепенно, ест
сердце, сердце моё. Даны человеку, даны доброта и слава)
3 задание
Вставьте пропущенные буквы.
Х…дой человек хв…стлив, а добрый- скромен бывает. Беда не по л…су
ходит, а по л…дям. З…..млю солнце кр….сит, а людей – ч…ловечность.
4 задание «Тренинг начинающего редактора»
Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1) Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками
часто бывал неправ. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) Согласно
распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних
книг. 4) По окончанию переговоров представители делегаций подписали
совместное заявление. 5) Факты, о которых изложил автор письма, при проверке
полностью подтвердились. 6) Студенты уделяют внимание на записи во время
лекций. 7) Это был характерный ему почерк. 8) По завершению эксперимента
учёные опубликуют аналитический отчёт. 9) Благодаря электрическим
свойствам кремний — один из наиболее распространённых элементов в природе
— широко применяют в радиотехнике. 10) На этот вечер смогли приехать
лучшие учителя со всех районов города.
6 Мини-дискуссия
Дискуссионная карта.
1 Предложение служит средством общения.
2 Основные единицы синтаксиса – это словосочетание и части речи.
3 Пунктуация содержит систему правил знаков препинания.
4 Грамматическая основа – это главные и второстепенные члены
предложения.
5 Словосочетания формируются в предложении.
7 Лингвистический эксперимент.
Максимально измените порядок слов в предложении, сравните, какой
вариант легче воспринимается. Объясните, как изменился смысл предложений.
1 Бабушка вяжет шарф. Вяжет бабушка шарф. Шарф вяжет бабушка.
(Логическое ударение падает на последнее слово)
2 С тех пор пять лет. С тех пор лет пять.
3 Даже бабушка посмотрела этот фильм. Этот фильм посмотрела даже
бабушка. Бабушка посмотрела даже этот фильм.
4 Смешные обезьянки делали прыжки. Обезьянки делали смешные
прыжки.

Лизавеликая1111 Лизавеликая1111    2   09.02.2022 00:53    73

Другие вопросы по теме Русский язык