1
 сформулируйте значение следующих слов: вороньё, листва, профессура, дворянство.
 определите грамматическое значение числа этих существительных.
 объясните, почему а.а. реформатский называл слова такого типа «грамматическим парадоксом».
 максимальное количество за правильный ответ – 5.
 2
 определите, какую функцию выполняет ь в каждой из трех предложенных групп. прокомментируйте свой ответ на любом примере из каждого ряда.
 вьюга, бульон, ружьё, бурьян, птичьи; 
 конь, мальчик, ходьба, верьте; 
 беречь, нарежь, тушь, мышь.
 максимальное количество за правильный ответ – 6.
 3
 отметьте слова с суффиксом -очк-.
 ошибочка
 колбочка
 тумбочка
 скобочка
 коробочка
 губочка
 улыбочка
 юбочка
 звездочка
 трубочка
 жёрдочка
 мордочка
 грядочка
 вазочка
 вилочка
 максимальное количество за правильный ответ – 6.
 4
 найдите ошибки в использовании фразеологических единиц и предложите свой вариант правки.
 он всегда держит нос на ветру.
 я приеду туда, куда не заносила нога человека.
 как говорится, от любви до ненависти шаг подать.
 эти дети довели его до белого колена.
 мне мама всегда говорила, что я не от мира всего.
 такая работа выеденного гроша не стоит.
 максимальное количество за правильный ответ – 6.
 5
 даны фразы из энциклопедии для детей, расположенные не по порядку. восстановите авторский текст. объясните своё решение (опишите связи между предложениями в тексте).
 автотрофы (от греч. «автос» - «сам» и «трофос» - «пища») питают себя сами, т.е. органические вещества из минеральных, используя энергию света.
 всем живым существам нужна пища как источник энергии для роста и жизнедеятельности.
 гетеротрофы (от греч. «гетеро» - «другой» и «трофос» - «пища») в уже готовых органических веществах и должны поедать другие организмы.
 по типу питания организмы делят на автотрофов и гетеротрофов.
 (энциклопедия для детей. т. 2. биология. – 5-е изд., перераб. и доп. /ред. коллегия: м.аксёнова, г.вильчек и др. – м.: аванта+, 2005. – с. 14.)
 максимальное количество за правильный ответ – 11.
 6
 прочитайте отрывок из псковской 3-ей летописи и выпишите два наречия меры и степени.
 в то время в нощь бысть туча грозна и страшна велми, молниа и блистаниа и гром страшен зело, и взя перемирье с вороначаны; и вороначани послаша весть ко пскову, и он взя перемирье убояшася страшныа и грозныа тоа туча.
 максимальное количество за правильный ответ – 4.
 7
 польское слово drzewo [джэ́во] переводится на как дерево, rzemyk [жэ́мык] – ремешок, rzym [жым] – рим, przodek [пшо́дэк] – предок, przychodzi
 [пшыхо́дж’ич’] – примерять, żre
 [жрэч’] – жрать, żółty [жу́лты] – жёлтый, jeż [йеш] – ёж, może [мо́жэ] – может, orzech [о́жэх] – орех, iskrzyć [и́скшыч’] – искрить, mnoży
 [мно́жыч’] – умножать, kalendarz [кал’э́ндаш] – календарь, łyżeczka [лыжэ́чка] – ложечка, rożek [ро́жэк] – рожок.
 1. переведите на язык слова brzoza, morze, trzy, śnieżek, ży
 , krzemień, grzyb, żyła.
 2. какому звуку в норме соответствует польский звук, обозначаемый буквой rz, а какому – звук, обозначаемый буквой ż? 
 3. почему в словах przodek, przychodzi
 , jeż, iskrzy
 , kalendarz на месте букв rz и ż произносится звук [ш]? какую из особенностей произношения мы можем наблюдать в том числе и в языке, а какую – только в польском? 
 максимальное количество за правильный ответ – 8.
                                                                                                
                            
                            
                            
                                
                            
                            
                                
                            
                            
                            
                         
                    
ответ:имена существительные , имеющие собирательное значение
Объяснение: