1. С каким утверждением нельзя согласиться? Дайте правильный вариант.
1. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
2. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения.
3. Подчинительные союзы обычно связывают части сложного предложения, не зависящие друг от друга.
4. Подчинительные союзы связывают части сложноподчиненных предложений.
II. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К временным подчинительным союзам относятся союзы:
1. лишь только, 2. когда, 3. так как, 4 едва.
Б. К причинным подчинительным союзам относятся союзы:
5. потому что, 6. пока, 7. ибо, 8. оттого что.
III. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд.
1. Лес стоял темный ...молчаливый, ... главные певцы улетели. /Д. Мамин-Сибиряк/
2. ... мы обогнули осинник, чудное зрелище поразило мои глаза. /Арсеньев/
3. Недруг поддакивает, ... друг спорит. /Пословица/
4. Хороша земля, ... рук не жалеть. /Л. Ошанин/ 5. ... пан, ... пропал. /Пословица/
IY. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания.
1. И весело, и величаво поднимается могучее светило. /И. Тургенев/
2. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. /Н. Гоголь/
3. Мечик не оглядывался и не слышал погони. /А. Фадеев/
4. Вскоре после восхода набежала тучка и брызнул короткий дождь. /М. Пришвин/
Y. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала предложение с одноразовыми членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые!
Около цирка собирается толпа и ... .
YI. Закончите предложение так, чтобы получилось предложения, выражающие:
а/ временные отношения; б/ причинные отношения; в/ условные отношения.
Необходимо заранее думать о будущей профессии ... /когда? почему/ при каком условии?/.
YII. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ.
1. Ильюша сидел рядом с Костей и все так/же/ напряженно хмурился. /И. Тургенев/
2. Дней через пять мы с отцом пришли на то/же/ место./И. Тургенев/
3. Справа горы, слева то/же/ горы./А, Твардовский/
4. От внешней стены нашего помещения не осталось и следа. Весь верх так/же/ снесло. /А. Беляев/
YIII. Различайте союз и другие части речи! Найдите и запишите предложения, в которых употреблены местоимения с предлогами или частицами.
1. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит Петуха? За/то/, что хвалит он Кукушку. /И. Крылов/
2. Песня над домом смолкла, за/то/ над прудом соловей заводил свою. /В. Короленко/
3. Если хочешь, что/бы/ дело было сделано хорошо, делай его сам. /Пословица/
4. Трудно даже представить, что/бы/ со мною случилось, если бы пароход опоздал. /А. Грин/
IХ. К какой части речи относится слово ПУСКАЙ в предложениях? Поясните свою точку зрения.
1. Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху. /А. Пушкин/
2. Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. /М. Горький/