(1)Русский язык пр…нес нам из д..леких времен редкий под…рок – «Слово о полку Игореве» его ст…пную ширь гореч… трепет синих з…рниц звоны м…чей.
(2)Этот язык украшал сказками и песнями тяж…лую долю рус…кого человека. (3)Он был главным и праз…ничным ласковым и разящим. (4)Он гремел (не) поколебимым гневом в речах и книгах наших вольн…думцев томительно звучал в ст…хах Пушкина гудел, как колокол на башн… вечевой, у Лермонтова р…совал гр…мадные полотна ру…кой жизни у Толстого Герцена Тургенева Достоевского Чехова был гром…подобен в устах Маяковского и строг в р…здумьях Горького к…лдовскими напевами зв…нел в строфах Блока.
(5)Нужны, конечно, целые книги, что (бы) рас…казать о всем велик….лепии красоте (не) слыхан…ой щедрости нашего действительно в…лшебного языка. (К. Паустовский)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите тему текста.
4. Запишите основную мысль текста.
5. Определите стиль текста (докажите своё мнение).
6.Тип текста (докажите свое мнение).
7. Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Выпишите из текста эпитеты, характеризующие русский язык.
9. Составьте предложение с однородными членами по схемам:
1. …обобщающее слово: , ,.
2. Ни ,ни , ни обобщающее слово… .
2. Докажите, что это текст: Данный текст является обобщением и описанием особенностей и значимости русского языка.
3. Определите тему текста: Тема текста - русский язык и его важность для русского человека.
4. Запишите основную мысль текста: Основная мысль текста заключается в описании уникальности и значимости русского языка через использование эпитетов и примеров из литературных произведений.
5. Определите стиль текста (докажите своё мнение): Стиль текста - художественно-публицистический, так как в тексте используются яркие и образные выражения для создания эмоциональной атмосферы.
6. Тип текста (докажите свое мнение): Тип текста - описательный, так как автор основывается на нахождении и описании особенностей русского языка.
7. Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы:
- Русский язык принес нам из далеких времен редкий подарок – «Слово о полку Игореве»: его ступную ширь, горечь, трепет синих звездиц, звоны мечей.
- Он был главным и праздничным, ласковым и разящим.
- Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова рисовал громадные полотна рукой жизни, у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова был громоподобен, в устах Маяковского и строг в раздумьях Горького, кадловскими напевами звенел в строфах Блока.
8. Выпишите из текста эпитеты, характеризующие русский язык: редкий, ступную, ширь, горечь, трепет, синих, звездиц, особенностей, главным, праздничным, ласковым, разящим, гремел непоколебимым, гневом, томительно, гудел, колокол, вечевой, рисовал громадные, полотна, рукой, жизни, громоподобен, строг, раздумьях, кадловскими, напевами, звенел, строфах.
9. Составьте предложение с однородными членами по схемам:
1. Слово о полку Игореве горечь его звонила, мечей трепет, синих звездиц ступностью широкой.
2. Русский язык был главным вольнодумцев, праздничным и ласковым, гремел непоколебимым гневом и рисовал громадные полотна рукой жизни, гудел как колокол на башне вечевой, строг в раздумьях и звенел кадловскими напевами в строфах.