1)Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усея(нн,н)ому к...мнями. 2)Справа и слева отвес...но в...дымались ч...рные стены. 3) Вверху в...днелась д...лёкая п...лоска с...не...щего неба. 4)В ущель... было свежо, но скоро мальчикам стало очень жарко. 5)Они, т...жело дыша, упорно шли вперёд, т...р...пясь засв...тло добрат...ся до лагеря. 6) «Берегитесь, ребята!» - неожиданно(о.д.) крикнул Никита. 7)Толстая змея с блестящей чешуёй скользнула навстречу(места) мальчикам. 8)НЕдалеко (места) от них она замерла, потом (время) чуть-чуть(меры и степени) пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. 9)Раздвоенный язычок её беззвучно(о.д) метался в пасти.
10)Никита быстро швырнул в змею камень. 11) Она резко метнулась в его сторону. 12) Он успел отбежать. 13) Ребята, спотыкаясь и падая, бросились в разные стороны, но бежали они по камням стремительно.
(А змея и не собиралась их преследовать.
Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх.)
(По В. Губареву)
Работаем индивидуально
Задание на стене сообщества
1. Определите тему текста. Озаглавьте.
2. Назовите тип текста
3. Назовите стиль текста
4. Вставьте орфограммы в слова 1-го абзаца (фронтально)
5. Подчеркните наречия как члены предложения, определите смысловую группу, расставьте знаки препинания во 2-м абзаце (объяснение с места)
6. В 3-м абзаце вставьте подходящие по смыслу наречия
7. Выполните словообразовательный разбор выделенных наречий
8. Из предложений 2-4 выпишите наречия места (справа, слева, вверху, вперед)
9. Из предложений 1-5 выпишите наречие меры и степени (очень)
10. Закончите текст 3-5 предложениями, используя наречия
Озаглавление: "Приключение на горной тропе".
Тип текста: Описательный.
Стиль текста: Художественный.
Вставка орфограмм в слова 1-го абзаца:
1) Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усея(p) камнями.
2) Справа и слева отвесно вздымались черные стены.
3) Вверху венделась далекая полоска сияющего неба.
4) В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало очень жарко.
5) Они, тяжело дыша, упорно шли вперёд, торопясь засветлеть добраться до лагеря.
Подчеркиваем наречия второго абзаца и расставляем знаки препинания:
Справа и слева отвесно вздымались черные стены.
-> Справа и слева отвесно вздымались черные стены.
Ребята, спотыкаясь и падая, бросились в разные стороны, но бежали они по камням стремительно.
-> Ребята, спотыкаясь и падая, бросились в разные стороны; но бежали они по камням стремительно.
Вставляем подходящие по смыслу наречия в третий абзац:
Вверху венделась яркая полоска лилового сияющего неба.
Выполняем словообразовательный разбор выделенных наречий в третьем абзаце:
- Яркая - качественное наречие, образовано от формы прилагательного (ярко) путём добавления суффикса -ая.
- Полоска - качественное наречие, образовано от формы существительного (полоса) путём добавления суффикса -ка.
- Лилового - качественное наречие, образовано от формы прилагательного (лиловый) путём добавления суффикса -ого.
- Сияющего - качественное наречие, образовано от формы прилагательного (сияющий) путём добавления суффикса -его.
Выпишем наречия места из предложений 2-4:
2) Справа и слева отвесно вздымались черные стены.
3) Вверху венделась яркая полоска лилового сияющего неба.
4) В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало очень жарко.
Выпишем наречие меры и степени из предложений 1-5:
1) Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усея(p) камнями.
5) Они, тяжело дыша, упорно шли вперёд, торопясь засветлеть добраться до лагеря.
Закончим текст 3-5 предложениями, используя наречия:
13) Ребята, все ещё удивляясь отвесным стенам и небесной красоте, продолжали свое восхождение.
14) Издыхая от усталости, они наконец добрались до вершины горы.
15) На самом верху их ждал великолепный панорамный вид на окружающие горы.