1. Прочитайте тексты и письменно выполните задания. Текст А
– Дедушка, а расскажи мне, какие машины были раньше?
– О, самая первая машина была паровой. На ней стоял котел с водой. Огонь грел воду, а получившийся пар вращал мотор. Ездили такие машины очень медленно, ведь им приходилось возить на себе огромный котел, топку из кирпичей, запас дров и воды.
– А сколько человек возила такая машина? – спросила Машка.
– Шофёра да пассажира.
– А дальше уже ты ездил?
– Нет, потом был изобретен бензиновый двигатель – его еще называют двигатель внутреннего сгорания.
Текст Б
Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик: и слышно далеко, да и ехать веселей. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться на дальние расстояния можно было удобнее, быстрее. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошадке, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.
Дайте краткие ответы на вопросы.
1. Какой общей темой объединены оба текста? Запишите ее. 1 б
2. Определите типы текстов. 1 б
3. Приведите по одному примеру для каждого текста, доказывающему правильность вашего суждения. 1 б
4. Определите стили текстов. 1 б
5. Приведите по одному примеру для каждого текста, доказывающему правильность вашего суждения 1 б
1.
2.
3.
4.
5.
2. Письмо. Составьте простой план и напишите текст на одну из предложенных тем. В письменную работу включите предложения с прямой речью.
1. Придумайте и напишите сказку для младших школьников о том, как появился первый самолет.
2. Напишите письмо своему другу (подруге), в котором пригласите его (ее) совместно посетить выставку современных автомобилей. Расскажите в письме о том, какие автомобили будут представлены на выставке.
Критерий оценивания Дескриптор
Создает текст на одну из тем, опираясь на составленный план. В зависимости от выбранной темы сохраняет стиль сказки или письма. 1 Составляет план из 4 пунктов (на каждый пункт ) 1 б
1б
1 б
1б
Использует предложения с прямой речью и обращения
Объем 100 слов 5 Раскрывает тему
6.Излагает последовательно
7. Приводит примеры
8.Соблюдает нормы языка 1 б
1 б
1б
1б
9. Использует прямую речь 1 б
10. Использует обращения 1 б
11.Соблюдает структуру текста 1 б
12 Делает вывод 1 б
это СОЧ