1. Прочитайте текст. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд. Есть небольшие поучительные истории, которые любому из нас хорошо знакомы. Иван Андреевич Крылов - кто же его не знает? Его басни – часть нашего детства, хотя и писал он их исключительно для взрослого читателя. Вы наверняка помните наизусть некоторые из них. В баснях часто говорится о животных, но все понимают: каждая басня – рассказ о неких людях и их пороках. Высмеивая чьи-то недостатки, басни нам узнавать себя - это очевидно для всех, и здесь нечего возразить. Сколько среди нас, например, таких беспечных лентяев, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или тех, кому хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.
2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выпишите все местоимения, укажите их разряд, восстановите их начальную форму. Укажите все морфологические признаки каждого местоимения. Повторяющиеся местоимения ОН и Я можно выписать только один раз.
ОБРАЗЕЦ:
ю) Мне с ними неинтересно, мои интересы значительно шире.
Местоимения:
мне – личное, н.ф. – я; дательный падеж, ед.ч, 1 лицо;
ними – личное, н.ф. – они; творительный падеж, мн.ч., 3 лицо;
мои – притяжательное, н.ф. – мой; именительный падеж, мн.ч.
3. Повторяем правописание -тся и -ться. Составьте по одному предложению с каждым из данных глаголов (всего - 12 предложений).
Проснутся - проснуться, улыбнутся - улыбнуться, встретится — встретиться, отразится — отразиться, ссорится — ссориться, познакомится — познакомиться.
4. Определите спряжение глаголов. Каджый из глаголов поставьте в формы: а) 3-го лица ед.ч., б) 3-го лица мн. ч., в) действительного причастия настоящего времени.
Образец: жарить - 2 спряжение; а) жарит, б) жарят, в) жарящий.
Двигаться, зависеть, чистить, верить, спорить, дышать, бороться, колоть, таять, строить, стелить, блестеть, плакать, видеть, значить.
5. Составьте словосочетания или предложения с приведёнными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.
Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезлюдеть — обезлюдить.
6. Найдите в предложении деепричастия. Выполните морфологический разбор деепричастий.
1.Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (Фадеев А.)
Местоимения: его (личное, разряд - третий); их (личное, разряд - третий); нас (личное, разряд - первый).
2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выпишите все местоимения, укажите их разряд, восстановите их начальную форму. Укажите все морфологические признаки каждого местоимения. Повторяющиеся местоимения ОН и Я можно выписать только один раз.
Местоимения: Есть (личное, разряд - третий, ед.ч); его (личное, разряд - третий, ед.ч); каждая (неопределенное, разряд - третий, ед.ч); они (личное, разряд - третий, мн.ч); чьи-то (неопределенное, разряд - третий, мн.ч); нас (личное, разряд - первый, мн.ч).
3. Повторяем правописание -тся и -ться. Составьте по одному предложению с каждым из данных глаголов (всего - 12 предложений).
а) Он проснется утром. б) Они проснутся позже. в) Проснувшийся человек улыбается. г) Они улыбаются друг другу. д) Он встретится с ней в парке. е) Они встретятся на вокзале. ж) Отражаясь в воде, он видит свое отражение. з) Они отражаются в большом зеркале. и) Они постоянно ссорятся. к) Он не хочет ссориться. л) Познакомившись на вечеринке, они стали лучшими друзьями. м) Они хотят познакомиться друг с другом.
4. Определите спряжение глаголов. Каждый из глаголов поставьте в формы: а) 3-го лица ед.ч., б) 3-го лица мн. ч., в) действительного причастия настоящего времени.
а) Двигаться - 1 спряжение; а) двигается, б) двигаются, в) двигающийся.
б) Зависеть - 2 спряжение; а) зависит, б) зависят, в) зависящий.
в) Чистить - 1 спряжение; а) чистит, б) чистят, в) чистящий.
г) Верить - 2 спряжение; а) верит, б) верят, в) верящий.
д) Спорить - 1 спряжение; а) спорит, б) спорят, в) спорящий.
е) Дышать - 1 спряжение; а) дышит, б) дышат, в) дышащий.
ж) Бороться - 1 спряжение; а) борется, б) борются, в) борющийся.
з) Колоть - 2 спряжение; а) колет, б) колют, в) колющий.
и) Таять - 1 спряжение; а) тает, б) тают, в) таящий.
к) Строить - 2 спряжение; а) строит, б) строят, в) строящий.
л) Стелить - 2 спряжение; а) стелит, б) стелют, в) стелящий.
м) Блестеть - 1 спряжение; а) блестит, б) блестят, в) блестящий.
н) Плакать - 2 спряжение; а) плачет, б) плачут, в) плачущий.
о) Видеть - 2 спряжение; а) видит, б) видят, в) видящий.
п) Значить - 2 спряжение; а) значит, б) значат, в) значащий.
5. Составьте словосочетания или предложения с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.
а) Обессилеть - усталость может привести к тому, что человек обессилеет. Обусловлено различие написании приставки "о-" и окончаний "-еть" и "-ить".
б) Обледенеть - дождь может привести к тому, что поверхность станет обледенелой. Обусловлено различие написании приставки "о-" и окончаний "-еть" и "-ить".
в) Ослабеть - после тяжелых физических нагрузок, мышцы могут ослабеть. Обусловлено различие написании окончаний "-еть" и "-ить".
г) Обескроветь - сильный удар может привести к тому, что кожа обескровеет. Обусловлено различие написании приставки "о-" и окончаний "-еть" и "-ить".
д) Обесплодеть - некоторые условия могут привести к тому, что почва обесплодеет. Обусловлено различие написании приставки "о-" и окончаний "-еть" и "-ить".
е) Обезлюдеть - опустевший город может обезлюдеть. Обусловлено различие написании приставки "о-" и окончаний "-еть" и "-ить".
6. Найдите в предложении деепричастия. Выполните морфологический разбор деепричастий.
Деепричастия: пробрался (несовершенного вида, действительное, единственное число, прошедшее время, действие совершено один раз), низко склонив (несовершенного вида, действительное, единственное число, прошедшее время, действие совершается одновременно с другим действием), не глядя (несовершенного вида, действительное, единственное число, настоящее время, действие совершается одновременно с другим действием).