1. Прочитайте текст. Определите, какие особенности строения текста указывают на его принадлежность к научному стилю. Аргументируйте свой
ответ.
№2. Выпишите ключевые слова. Составьте тезисы текста.
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
«Вопросами становления и развития культуры человека занимается
культурная антропология. Антропология, как это следует из названия, - наука
о человеке. Однако к наукам о человеке (что также отражено в названии)
относятся все гуманитарные науки и некоторые естественные (медицина,
частично - биология). Наук о человеке много, и это понятно, потому что, вопервых, человек очень сложное, разностороннее и многогранное существо, а
во-вторых - все эти науки развиваются в человеческом обществе, где,
естественно, именно человек находится в центре внимания.
Все остальные науки, не сконцентрированные непосредственно на
человеке, имеют в качестве предмета изучения мир, природу, объективную
внечеловеческую реальность, но это мир, окружающий человека, и изучается
он человеком, для человека, с точки зрения человека. Иными словами,
человеческий фактор присутствует даже в самой негуманитарной науке.
Итак, множество наук о человеке изучает разные стороны его жизни, его
физической (биология, медицина) и духовной (психология, философия,
филология) сущности, его деятельности (экономика, социология), его
становления и развития (история). Все эти дисциплины тесно взаимосвязаны,
поскольку восходят к одному и тому же объекту изучения - человеку, в
котором эти разнесенные по разным дисциплинам аспекты сосуществуют как
единый организм, как неразрывное целое.
Чем же занимается антропология, что выбрала себе эта наука, разорвав,
как и все остальные, неразрывное целое?
Антропология отличается от всех других наук о человеке как раз тем,
что она пытается собрать воедино все остальные аспекты и изучить глобально
и всесторонне общий процесс физического и культурного развития человека.
Соответственно, антропология подразделяется на:
1) физическую антропологию, изучающую биологическое
происхождение и эволюцию физической организации человека,
представленного различными расами;
2) культурную антропологию, изучающую формирование и развитие
человеческой культуры.
Таким образом, культурная антропология - чрезвычайно широкая
фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития
человечества, вбирающая в себя знания всех других гуманитарных наук,
изучающая единый процесс культурного становления человека, то есть того
уникального и существеннейшего аспекта, который делает человека
Человеком и отличает его от остального животного мира. У животных есть
определенные системы поведения, но нет культуры.
Культура как предмет изучения культурной антропологии - это
совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех
сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций),
составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей
в определенный период времени. Культурная антропология исследует
развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира,
менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и
производственной деятельности человека. Культурная антропология изучает
уникальную человеческую развивать культуру через общение,
через коммуникацию, в том числе и речевую, рассматривает огромное
разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты.
Особое внимание уделяется взаимодействию языка и культуры.
Основные задачи курса культурной антропологии:
1) разъяснить ту огромную роль, которую культура играет в жизни
человека, в его поведении и общении с другими людьми и с другими
культурами;
2) ознакомить с идеями и методами этой науки;
3) определить пути, по которым идет развитие культур, их изменение,
столкновение и взаимодействие;
4) раскрыть взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие языка и
культуры;
5) показать, как культура воздействует на поведение человека, его
мировосприятие, мировую систему, личную жизнь, формирование личности и
т. п.
Развитие культурной антропологии имеет исключительное значение для
современной России, ведь наша страна была отрезана от мира, от других
культур в течение нескольких десятилетий. Мы либо вообще не знали о
некоторых культурах, либо имели о них искаженное представление. В
настоящее время совпали необходимость и возможность изучения других
культур. Необходимость эта обусловлена новыми для жителей России
возможностями международного и межкультурного общения».
С. Г. Тер-Минасова