1) прочитайте текст. как автор раскрывает основную мысль, с каких языковых средств? к какому типу и стилю речи относится текст? свой ответ обоснуйте. 2) как вы считаете являются ли однокоренными слова "лесовик" и "леший"? как вы будете рассуждать? в больших лесах, пересекаемых глубокими оврагами, в тишине вечерних сумерек и утреннего рассвета, в безмолвии глубокой ночи крик зверя и птицы и даже голос человека изменяются и звучат другими, какими-то странными, неслыханными звуками; что ночью слышен не только тихий ход лисы или прыжки зайца, но даже шелест самых маленьких зверьков. весьма естественно, что какой-нибудь охотник, застигнутый ночью в лесу, охваченный чувством непреодолимого страха, который невольно внушает темнота и тишина ночи, услыхав дикие звуки, искаженно повторяемые эхом лесных оврагов, принял их за голос сверхъестественного существа, а шелест приближающихся прыжков зайца — за приближение этого существа. крик филина и маленьких сов особенной породы, которых он слыхал, может быть, и прежде, но который не походил на слышимые им теперь звуки в лесу, не мог ли показаться ему и хохотом, и стоном, и воем, и чем угодно? если же он, дрожа и потея от страха, но подавляемый усталостью, как-нибудь засыпал или хотя задремывал, то, без сомнения, грезил во сне тем же, чем был полон и волнуем наяву; дремота даже могла придать более определенности образу неизвестного существа. с первыми лучами солнца, отыскав дорогу и возвращаясь домой, он чувствовал себя как будто изломанным, исщипанным и, увидя свое тело, покрытое пятнами, он легко мог приписать их щипанью или щекотанью того же сверхъестественного существа. бедняка искусали крупные лесные муравьи или другие насекомые, но такое простое объяснение не приходит ему в голову. а как событие происходило в лесу, то и дает он имя лешего его таинственному обитателю. дома рассказывает он свою чудную повесть, показывает красные и синие пятна на своем теле; воображение рассказчика и слушателей воспламеняется, дополняет картину — и леший, или лесовик, получает свое фантастическое существование! постепенно укрепляясь в народном ведении и веровании, принимает он определенный образ и черты, иногда подробные и разнообразные.
Основная мысль передается в тексте с таких языковых средств, как:
- хорошее знание языка и его возможностей;
- интерес автора к тому, что он пишет;
- большое количество прилагательных в тексте;
- использование эпитетов: глубокой ночи, неслыханными звуками, непреодолимого страха, таинственному обитателю.
- метафоры: в тишине вечерних сумерек и утреннего рассвета, в безмолвии глубокой ночи, застигнутый ночью в лесу, повторяемые эхом лесных оврагов, воображение рассказчика и слушателей воспламеняется.
- риторический вопрос: Крик филина и маленьких сов особенной породы, которых он слыхал, может быть, и прежде, но который не походил на слышимые им теперь звуки в лесу, не мог ли показаться ему и хохотом, и стоном, и воем, и чем угодно?
- ирония: Дома рассказывает он свою чудную повесть, показывает красные и синие пятна на своем теле; воображение рассказчика и слушателей воспламеняется, дополняет картину — и леший, или лесовик, получает свое фантастическое существование!
- инверсия: Постепенно укрепляясь в народном ведении и веровании, принимает он определенный образ и черты, иногда очень подробные и разнообразные.
Тип речи - рассуждение с элементами описания.
Стиль речи - художественный.
Лесовик и леший - слова одного корня. Подтверждение этому есть в тексте. "А как событие происходило в лесу, то и дает он имя лешего его таинственному обитателю".