1.) Прочитайте текст. Из указанных предложений выпишите грамматические основы.
(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с набухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
1-е предложение:
3-е предложение:
5-е предложение:
7-е предложение:
8-е предложение:
2.) Ребята выписывали предложения, иллюстрирующие разные типы сказуемых. В первом предложении должно было быть использовано простое глагольное сказуемое, во втором предложении – составное глагольное сказуемое, в третьем предложении – составное именное сказуемое с выраженной связкой, в четвёртом предложении – составное именное сказуемое с нулевой связкой. В результате ребята выписали следующие предложения:
1)Я не мог найти сказуемое в предложении.
2)Ученики должны определить тип сказуемого.
3)Сказуемое есть неограниченный властитель, царь предложения.
4)Важнейшая часть предложения – это сказуемое.
Запишите сказуемое, которое ребята ошибочно отнесли к определённому типу
3.) Какая из указанных грамматических основ построена неправильно (с нарушением связи между подлежащим и сказуемым)? Составьте и запишите простое распространённое предложение, используя данную грамматическую основу в исправленном виде.
Сочи расположились; пришло множество гостей; кое-кто недоумевал; "Кавказский пленник" опубликован.
1-е предложение: пахучей струёй разливался аромат
3-е предложение: образовали живые зелёные стены
5-е предложение: хорошо знал своё дело
7-е предложение: подавались в феврале
8-е предложение: красноречиво свидетельствовали
2.) Предложения, иллюстрирующие разные типы сказуемых:
1) Я не мог найти сказуемое в предложении.
- простое глагольное сказуемое
2) Ученики должны определить тип сказуемого.
- составное глагольное сказуемое
3) Сказуемое есть неограниченный властитель, царь предложения.
- составное именное сказуемое с выраженной связкой
4) Важнейшая часть предложения – это сказуемое.
- составное именное сказуемое с нулевой связкой
Сказуемое, которое ребята ошибочно отнесли к определённому типу - в предложении 3. Здесь вместо составного именного сказуемого с выраженной связкой "есть", использовано простое глагольное сказуемое "есть".
3.) Грамматическая основа, построенная неправильно (с нарушением связи между подлежащим и сказуемым): "Сочи расположились".
Исправленное предложение: "Сочи располагаются".