1.Прочитайте статью. Определите стиль и тип текста. Напишите аннотацию статьи, составьте перечень ключевых слов.
2. Составьте план статьи.
Иванова И.А.
Функциональная стилистика как основа речевой работы в школе
Стилистика как наука.
В лингвистической литературе стилистика определяется как учение о
стилях, лингвистическая наука, описывающая функциональную сторону
языковой системы в ее современном состоянии и диахронии, объясняющая
закономерности использования языка в процессе речи.
Направления стилистики представляют определенный интерес для
методики совершенствования речевой деятельности младших школьников.
Предметом изучения стилистики ресурсов являются изобразительно-
выразительные средства языка, что значимо для разработки вопросов
обучения младших школьников анализу изобразительно-выразительных
средств языка в процессе восприятия и создания высказывания.
Функциональная стилистика изучает закономерности функционирования
языка в процессе общения в различных сферах деятельности. Эти аспекты
важны для поиска грамотного решения задач первоначального ознакомления
ки проведения анализа художественных
произведений на уроках чтения. Стилистика текста рассматривает структуру
текста, текстовые единицы в аспекте их стилистической значимости, что
представляет интерес для методики обучения школьников адекватному
восприятию, созданию
основой культуры речи», поэтому внимание к стилистике значимо для
повышения культуры речи учащихся. Материал по стилистике не выделен в
отдельные темы, разделы, что дает учителю свободу в выборе времени, форм,
средств осуществления соответствующей работы.
Понятие «стиль» в лингвистической литературе определяется как
основная, наиболее общая категория стилистики, которая охватывает все
аспекты функциональной стороны литературного языка. Понятие «стиль
речи» трактуется как исторически сложившаяся система речевых средств,
используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность
литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на имеющийся у детей
речевой опыт, закрепить в их сознании сам факт существования стилевых
разновидностей речи (без использования терминов). Сначала школьники
получают общее представление о том, что «речи вообще» не существует; в
разной обстановке, в различных ситуациях общения люди говорят по-разному,
пользуются разнообразными разновидностями речи, каждая из которых
«обслуживает» ту или иную сферу деятельности и общения людей.
В основе разграничения стилей речи лежит выделение различных
ситуаций общения, поэтому работа по стилистике опирается на понятие
«речевая ситуация». Учащиеся практически усваивают, что каждое наше
высказывание зависит от ситуации общения (от речевой ситуации).
Осознанию подлежат признаки речевой ситуации:
1) где происходит общение (в официальной, неофициальной
обстановке);
2) с кем мы общаемся (с одним человеком, многими людьми; с
ровесником, старшим по возрасту и др.);
3) зачем мы говорим, с какой целью (сообщить информацию,
воздействовать на собеседника, удовлетворить потребность в общении).
Понятие «функциональный стиль» в «Словаре лингвистических
терминов» трактуется как исторически возникшая разновидность речи,
обладающая системностью, специфическим характером, сложившимся в
результате реализации принципов отбора и сочетания языковых средств,
разновидность речи, соответствующая сфере общения и деятельности,
соотносимой с определенной формой сознания (наукой, искусством, правом).
продолжение в файле вас